Wednesday, May 6, 2015

X, Y, Z, Й

В вопросах биологического пола человечество всегда единодушно, насколько это возможно: м и ж тчк


Кажется, обсуждать их в до сих пор существующем виде смысл невелик; их два, так решила эволюция, на этом стоит базовый принцип воспроизводства самого человечества, которое высокомерно считает, что планете без людей – крах. Но есть сопутствующий момент: по какой-то причине, которую я до сих пор не могу уяснить, люди очень ревностно относятся к гардеробно-гендерным конвенциям. В спорах о безнравственности и преступности дамских смокингов или мужских юбок никто не вспоминает о том, что эти конвенции переписываются время от времени: этот аргумент, как джокер, отлично бьет остальные. Потому что килты – это факт, а модальный глагол в предложении «Мужик должен носить исключительно брюки» – фикция, условность.

Скандалили из-за Марлен Дитрих в брючном костюме, скандалили из-за Дэвида Боуи, не пускали дамочек в рестораны из-за того, что те носили смокинги Yves Saint Laurent – всю эту историю гендерных переодеваний я пересказывать не буду, хотя там много поистине увлекательных моментов. Сами прочтете, если очень нужно.

Наверное, последним резонансным поводом для возмущения был имидж Кончиты Вюрст. Мне этот форсированный триумф кажется безжалостной проверкой человечества на то, как она усваивает уроки терпимости и любви, насколько успешно изживает в себе взлелеянную ксенофобию. Говорят, после успеха Кончиты количество каминаутов возросло – окей, кое-кто перестал испытывать страх и стыд за свою инаковость, а кому-то пришлось «проглотить» вот это вот все – и платьице, и фигуру, и бороду и даже просвечивающий сквозь ткань член (извините за слова «проглотить» и «член» в одном предложении, но вряд ли это случайно, учитывая контекст). И не надо говорить, что это пропаганда гомосексуализма – это всего лишь призыв не прятаться по углам. Не «станьте такими», а «перестаньте стыдиться».

Есть прогноз, что гендерные границы (и в сегменте моды, и в более широком – социальном – смысле) будут стираться, все дальше и дальше уходя в бескомпромиссно андрогинное поле. Но такой сценарий видится слишком простым: быть может, гендерных подвидов станет больше, традиционалисты окончательно запутаются и станут вспоминать о геях и парнях в женской одежде как об осколках ушедших – не таких уж катастрофичных – времен. Каким образом классифицировать гомосексуалиста, который сделал операцию по смене пола, стал женщиной, которая выглядит как женщина и спит с мужчинами? Он теперь гей в квадрате, еще больший идеологический враг, или все же условно нормальный, условно пригодный? А гетеросексуальный мужчина, который спит с женщиной – экс-мужчиной? Он кто? А вы говорите, мужские юбки. А вы говорите, борода с платьем.

И потом, если уж мы говорим о бескомпромиссном восприятии гендера и ориентаций: вы бы удивились, если бы узнали, сколько ваших убежденно гетеросексуальных знакомых имели гомосекс. Я не то чтобы десятками исчисляю, но шокировать уже перестало. Что ж теперь, трахнул мужика – не мужик? Надел платье – отказался от Y-хромосомы? Я вовсе не думаю о том, стоит ли пересматривать сейчас наши критерии гендерной классификации и сексуальной ориентации, но знаю наверняка, что исключить из списка маркеров предметы гардероба стоит совершенно точно.

Проблема в том, что вместо того чтобы попытаться понять, что стоит за этими перепутками, мы в обход пытаемся присвоить не совсем ясному еще явлению знак плюс или минус. Милонов может сколь угодно эти минусы рисовать, сколь угодно заблуждаться, что он с помощью административного табуирования зарегулирует и намертво зацементирует природу сексуальности и гендера, но эволюция, о планах которой ему не докладывают, у него уж точно не спросит, если ей посчитается целесообразным к X и Y добавить еще Z или вообще Й. Вот этот самый промысел мы не можем охватить своим примитивным однополярным взором, так что и спорить не о чем. А значит, хватит гнать бражку из гроздьев гнева: юбки на парнях – это нормально, пока их не заставляют носить в обязательном порядке, наплевав на желание или нежелание пока еще сильной почти половины нашего условного человечества.

Пора пересматривать табу; и, кстати, если кто-то не понял: я не заставляю парней носить юбки. Я всего лишь предлагаю им оставить это право за теми, кому это нравится.


P.S.: Навеяно авторским семинаром Элги Хомицкой, посетить который я смогла благодаря Светлане Наймитенко и Школе имиджа Image Pro, – за что объявляется горячая благодарность :)
Для проекта Bstory.by

Еще по этой теме: андрогинный дизайн TARAKANOVA

No comments:

Post a Comment