Минские улицы привыкли к каблукам, резиновым сапожкам, кедам – какой только
обуви не перевидали. Теперь, благодаря фотографиям проекта Dance in the Minsk-city, познакомились с
пуантами. Ксения Чертович рассказала о том, как увидеть город не декорацией –
главным героем.
Dance in the
Minsk-city – это:
Ксения Чертович – автор и организатор
Евгений Мынзул – фотограф
В ролях: Александра Чепенко, Ирина Тычина, Юлия Олейник
- С детства! Порой я думаю, что
наш проект – отчасти моя нереализованная карьера: в детстве я ходила в балетный
класс, и это было такое счастье, но у меня не было данных балетной танцовщицы; потом
много танцевала во всех мыслимых направлениях, от спортивных бальных танцев до
хип-хопа. Танец для меня – уникальное искусство: чтобы художник написал
картину, ему нужны краски, танцору же для самовыражения не нужен никто. Так что
все это зрело во мне долго, но не могло найти воплощения.
- И сразу же нельзя не спросить об инспирации Balerina Project New-York.
- Нас часто упрекают в том, что
мы слизали эту идею, но меня это даже удивляет. Есть вещи, которые созданы для
того, чтобы мир смотрел и вдохновлялся, брал пример. Пусть в каждом городе
будет подобное, тем более, что в американском проекте – другая история, там
основной акцент на девушках, они просто божественны! У нас разная эстетика, но важно
было назваться именно так, чтобы подчеркнуть концепт и преемственность,
источник моего вдохновения. Мне было бы радостно, если бы создатели американского
Balerina Project
увидели, что в Минске есть подобное, и я сомневаюсь, что они обвинили бы нас в
плагиате.
- В Беларуси балет как жанр не очень популярен, верно?
- Да, с некоторых пор это так.
Мне кажется, это произошло в момент смены поколений; долгое время постановщиком
в Театре оперы и балеты был Елизарьев, бесспорно, великий, но ведь репертуар не
обновлялся, к нему привыкли наши мамы и бабушки. Балет в классическом
проявлении мало где сохранился – в основном, на постсоветском пространстве. Мне
кажется, в нашем балете больше техники, редко видишь в нем настоящее проживание
роли. И если бы на сцену пустили более молодых и прогрессивных хореографов,
которые синтезируют балет с другими танцевальными жанрами, как мы это видим в
американском балете Уильяма Форсайта, белорусская публика просто не поняла бы.
Но, думаю, ситуация вот-вот
изменится, потому что в Национальном театре оперы и балета уже приглашают молодых
хореографов и пытаются что-то делать – постановки для малой сцены в жанре современной
хореографии, причем на непривычную для классического балета музыку, что меня
очень радует.
- Ни для кого не секрет, что снимать в Минске – сложно, есть масса
бюрократических подводных камней. Как вы справляетесь? У вас были задействованы
совершенно удивительные локации.
- Порой приходится искать
обходные пути, просить Академию искусств, где я сейчас учусь, подписывать
какие-то бумаги. Бывало, что и выгоняли. Но, например, у резиденции Президента
мы сняли совершенно спокойно, за все время съемки к нам не подошел ни один
человек; хотя мы вообще не планировали, что это здание попадет в кадр.
Но в основном, есть чувство, что
здесь нельзя ни прыгнуть, ни станцевать, это вызывает какую-то неадекватную
реакцию, причем не то чтобы со стороны представителей власти, а со стороны
самих минчан.
- Неужели такая красивая задумка может вызывать неодобрение? Подобные
сценки на улицах города, напротив, украшают его.
- И тем не менее. Например,
только однажды, когда мы снимали у памятника Пушкину, а я разбрасывала книжные
странички, какие-то ребята нас сфотографировали, вот это было забавно. А в
основном, все или игнорируют, или комментируют в негативном ключе: неприлично
или нельзя. Порой даже обвиняли в осквернении святынь! Приходя в какое-то новое
место, мы иногда чувствуем себя некомфортно и стараемся работать быстрее. Да,
хотелось бы, чтобы было иначе, но мы пытаемся абстрагироваться: если все время
бояться, то ничего не сделаешь.
- Так же, как и считать, что Минск – город-вакуум…
- Минск не Прага, не Берлин, не
Варшава и не Нью-Йорк, но это даже интереснее, потому что тебе приходится напрячь
воображение, чтобы придумать кадр и найти нужное место. Для меня, минчанки,
которая живет здесь всю жизнь, было открытием, сколько здесь интересных
скульптур, памятных мест, домов и просто потрясающих уголков.
- Какие открытия стали самыми яркими? Какие места в Минске для вас
по-настоящему знаковые?
- Больше всего меня завораживают
места уединенные. Открытием стало Воинское кладбище Первой мировой войны. Все,
что связано с Минским морем, какими-то дикими его уголками, удаленными пляжами
– там, где тишина и никого нет. Для прогулок выбираю улицы Коммунистическая и
Киселева, где остановилось время, это меня завораживает. Не знаю места
прекраснее, чем Ботанический сад, особенно осенью. Туда я прихожу подумать, и
мне безумно нравится та публика, что гуляет по Ботаническому: там почему-то
всегда очень красивые люди.
- Как будет развиваться проект дальше?
- У нас большие планы: это ведь
проект не только о балете, а о танце вообще, просто пока мы воплощаем именно
эту его часть. Хотим сделать серию снимков в ночном освещении, например, на
смотровой площадке гостиницы «Беларусь». При этом работа не предполагает только
уличные съемки: мы очень хотим, чтобы нам навстречу пошли наши музеи, но пока
это тяжело. И зимой мы, наконец, сделаем съемку в метро.
- Вот этого снимка мы будем ждать всей редакцией!
- Плюс ко всему, я осознаю, что
нужно выходить за рамки Минска: когда я смотрю на заброшенные замки в
Гродненской области, то понимаю, что я очень хочу поместить туда наш проект.
Или Витебск: помимо того, что он красив, это же самый танцующий город Беларуси,
там проходит фестиваль современной хореографии. А как прекрасны граффити на
витебских трансформаторных будках с портретами Мэрилин Монро и Стива Джобса!
- Фотографический формат проекта – это его финальное воплощение?
- Моя давняя мечта – сделать
музыкальный клип с танцующими людьми, но этот масштаб требует бюджета. Да,
можно снять фильм или клип на телефон, но если ты задействуешь профессиональных
танцоров, глупо снижать качество только потому, что у тебя нет какого-то
оборудования, которое не может дать тебе нужный режим съемки. Так что я
предпочитаю оставить реализацию этой мечты до того момента, когда появятся
нужные возможности, чтобы, если надо, мы даже улицу могли бы перекрыть. Не
хочется терять из-за недостатка средств 50 процентов реализации задумки.
- Проект Dance in the Minsk-city интересен тем, что дает возможность посмотреть на Минск под
другим углом: мы привыкли считать, что наш город – очень стерильное, почти
неживое пространство, и порой кажется, что это не город для людей, а декорация.
А декорация перестает иметь смысл и ценность, если на ее фоне ничего не происходит,
если нет героя. Но у вас он оживает, благодаря танцовщице; так кто, по вашей
задумке, главный герой снимков – девушка или Город?
- Все же Город. Объясню: например,
на улице Сухой есть памятник жертвам еврейского гетто. Когда я пришла в это
место, то поняла, что не могу устроить здесь какую-то культурную вакханалию и
провокацию. Я понимаю, что, в первую очередь, атмосфера и драматургия этого
места диктует, как именно должна выглядеть девушка: очень скромно, сдержанно, и
при этом ее поза будет изломанной. Мы, и правда, стараемся осмысливать каждое
место, прислушиваться к нему, думать – и идти от этого. Места, в которых я чувствую глубокую историю,
вызывают у меня уважение, я воспринимаю их как сцену, и девушка должна воплотить
роль с учетом этой энергетики места, а не просто технически исполнять
танцевальные па.
Именно поэтому, кстати, я долго
обдумывала привлечение дизайнеров одежды и поняла, что не хочу. Одежда будет
отвлекать, она нарушит баланс между городом и танцовщицей, поэтому пусть будет
их привычная танцевальная одежда и пуанты. А пуанты я почему-то люблю потертые,
заношенные, эта деталь мне тоже кажется очень важной.
- Музыкальное произведение или звуки, с которыми у вас ассоциируется Минск?
- У Тома Йорка есть песня Hearing Damage – ее я слушаю тогда,
когда Минск вызывает у меня депрессию (несмотря на то, что Минск очень красив,
в нем все же есть то, что не делает нас сильными, напротив – неуверенными,
зажатыми и даже агрессивными); и эта песня снимает напряжение. А в моменты света Минск ассоциируется с
джазом: такая композиция, какую Фрэнк Синатара пел о Нью-Йорке. Только о
Минске.
- Если бы вам пришлось написать либретто к балету о Минске, каким бы
оно было?
- Во-первых, я вижу это современной
хореографией. Возможно, прозвучит банально, но подавляющее большинство дней в
году Минск на нас давит и разрушает, влияет деструктивно. Поэтому, мне кажется,
это была бы история о том, как в атмосфере постоянного тумана и дождя, суровых
людей все-таки пробивается солнце, и это заставляет нас остановиться,
задуматься, услышать музыку и понять, что это наш Город и наша страна, наша
любовь. Мы, на самом-то деле, не город не любим, а ту его составляющую, которая
заставляет нас танцевать грустные танцы, и хочется, чтобы танцев печали было
меньше. Минск в моем либретто превратился бы в яркий, стремительный, блестящий
джазовый танец!
Опубликовано в журнале Fashion Collection Belarus, октябрь 2014
No comments:
Post a Comment