Wednesday, May 20, 2015

Инь-ян Людмилы Таракановой

Весь XX век – история моды в современном смысле – прошел под знаком противопоставления мужественности и женственности. Даже когда в женский гардероб стараниями модельеров-новаторов попадали брюки и смокинги, переработанные и переосмысленные, речь все равно шла о мужских элементах в женском гардеробе. Это проявлялось даже в терминологии: пиджак – для мужчин, жакет – для женщин, при одинаковом функционале предмета. На стыке веков утвердился унисекс, который отметает гендерные отличия в принципе. О тайнах унисекса и инь-ян в моде, о семейных историях и сломанных иглах – проводник, теоретик и практик мужской эстетики в современной моде, пожалуй, самый заметный дизайнер Беларуси Людмила Тараканова.




- Есть выражение: «За каждым великим мужчиной всегда стоит женщина». Если перефразировать, кто стоит за Людмилой Таракановой, кто является вдохновляющим и направляющим звеном?

- Это всегда моя семья. Мама, которая сохранила любовь к моему папе. (Я никогда не говорила «отец», для меня это звучит слишком грубо и отстраненно). Мне очень нравилось их взаимопонимание. Мама работала в ателье, все время шила. Она и познакомилась с папой, когда ходила на швейные курсы, где преподавала папина тетя.

Моя бабушка Надежда Тараканова была дочерью белогвардейского штабс-капитана и заодно первой портнихой на деревне, как я всегда говорю в шутку. У меня такая чистая рука и четкий взгляд на построение конструкции, потому что, наверное, швейное мастерство, культура преобразования и формирования ткани в одежду сидит во мне корнями. Даже папа умел шить, и совершенно этого не стеснялся: я помню те купальники, которые он шил для мамы в период, когда это было дефицитом. Я всегда гордилась: бывший моряк умеет шить! У него было конструкторское видение, он умел рассчитать, умел представить, как с гладкой поверхности чистого листа можно создать объем.

Я впервые села за швейную машинку в первом классе: дождалась, когда мама ушла в ателье и… сломала иглу. Побежала к соседке за новой: «Меня мама убьет!» «Да не убьет, она обрадуется». В пятом классе я уже носила юбки собственного пошива. Мама до сих пор хранит платья, сшитые мной еще тогда: говорит, что не может их выбросить, потому что они – образцы совершенства для нее. Я и сама удивляюсь: «Мамочка, неужели это я сделала? Так аккуратно, так хорошо!»

- Почему гендерные игры в дизайне одежды стали так популярны и как именно размывается четкая гендерная идентификация костюма?

- Во-первых, это связано с тем, что мужчины сегодня стали уделять своему внешнему виду много внимания – практически, наравне с женщинами. Это и маникюр, и педикюр, и уход за волосами... Причина такой заботы о себе – большая общественная нагрузка, постоянные деловые контакты: все это обязывает мужчин следить за собой. Второй момент: обратите внимание на то, что Недели мужской моды проходят раньше. Я вижу, что некоторые лидирующие тренды как раз являются законодателями каких-то позиций, которые потом, спустя месяц-полтора проявляются в женском направлении.

Мужской гардероб, как правило, включает в себя сорочку, брюки, пиджак, пальто. Все это носят и женщины, только пиджаки мы называем жакетами, а мужские сорочки – блузками. Когда мы вводим в женский гардероб элементы мужественности, или, как это сейчас чаще называют, брутальности, возникает закономерный вопрос: как именно дизайнеры это делают? За счет увеличения плечевого пояса, специальных подплечиков и проч. Введение этих элементов, которые мужчины и женщины заимствуют друг у друга, тоже накладывает свой отпечаток.

Любой модельер мыслит образами. Когда он продумывает, на кого рассчитан его образ, то ориентируется на определенный круг людей с определенными занятиями. Это какой-то конкретный срез населения, и я не представляю, что моя одежда понравится, например, дворнику. Я ориентируюсь на культурный пласт людей, которые подготовлены к некоей нетрадиционной трактовке мужского гардероба.

Да, моя одежда свободная, безвытачная, она не подчеркнет женские изгибы фигуры и не будет облегать. Если она будет обтягивать, то это уже сексуальность, причем непосредственно в женском значении. Хотя и в мужском гардеробе есть майки в облипку и обтягивающие брючки, которые вносят в образ этот элемент сексуальности. Так что все взаимозависимо и взаимообразно в мужском и в женском гардеробах. Это такой взаимовыгодный обмен.

Задумайтесь, ведь в старину и мужскую одежду называли платьем. Юбки, моделирующие корсеты, золотое шитье – все это было у мужчин. Люди, которые могут позволить себе носить мою одежду, понимают, что те же драпировки не делают их женоподобными. Ведь тут еще дело и в культуре ношения, в умении надеть что-то нетрадиционное и не быть подобным женщине. Надо уметь балансировать. Многие привыкли говорить о себе, как о брутальном мужчине, работяге, но это не значит, что нельзя уделить себе внимание. Мне кажется, пришло то время, когда это сближение мужского и женского в реальной жизни, реальном гардеробе будет происходить все интенсивней.


- Вы занимались и женской одеждой, о чем мало кто знает…

- Да, до определенного момента я занималась созданием женской одежды, но со спецификой театрального производства. Так что мне довелось поработать художником по костюмам на практике. Там были довольно умозрительные образы с условными названиями: женщина-лилия, женщина-пион… Я пыталась их как-то переработать для себя, например, сделать образ Людмилы Гурченко, пыталась по-новому, критическим взглядом, посмотреть на них.

- Раз уж мы заговорили о театре: есть ли женские образы из драматургии, искусства или истории, которые вам близки?

- Наверное, мадам Помпадур, образец подражания для многих. И мадам Рекамье: ее красотой восторгались все, она феноменально умела работать на публику. Наверное, я что-нибудь придумала бы и для костюма гейши: это можно интересно преподнести, причем в непривычном смысле. Буквально месяц назад я просматривала японскую графику, и у меня были какие-то мысли об этом. Их пластика интересна, они были настолько неподражаемы в моем понимании: эти традиции, передававшиеся и лелеемые поколениями…

- То есть вам вопросы женственности не чужды?

- Однозначно нет. Могу вспомнить и Одри Хепберн, если брать XX век, ее утонченность и аристократизм. И, наверное, Твигги – очень интересный переходный тип, андрогинный, как сейчас сказали бы. Такой образ мальчика: безгрудая, с огромными глазами, при этом очень трепетная и женственная, пластичная. И поэтому – по-разному читаемый образ, и именно в этих разночтениях заключается ее прелесть… Верушка – потрясающая модель: рост, осанка и какая-то мужская энергетика – наверное, это тоже можно назвать одним из вариантов андрогинности. А ее работы с Уорхоллом и Дали? Что с ней делал Дали, разрисовывая ее тело и покрывая его пеной, – это непередаваемо! Я думаю, только от большой любви можно позволить мужчине такое. (смеется)

- Вы не думали о том, чтобы ввести в свой показ модель-андрогина?

- Да, сегодня это широко практикуется на мировых подиумах. Не скажу, что я об этом серьезно задумывалась, но такая мысль проскакивала.

- Давайте пофантазируем, какие изменения в ближайшие двадцать лет могут ожидать мужскую моду.

- Думаю, дизайнеры поработают с длинами: однозначно вернутся длинные пальто с развевающимися при ходьбе полами. Помимо игр с длиной – изменение силуэтных форм. Что касается ассортиментного ряда, то не думаю, что что-то изменится: все останется на сегодняшних позициях, чего-то нового ожидать не стоит.

Тенденции развития могут быть связаны и с семейным стилем, это не ново: вспомним тот же бидермейер (его так и называли – «семейный стиль», женщины и мужчины носили одежду из одинаковой ткани) или 1960-70-е гг., когда популярной стала болонья. Мои мама и папа носили верхнюю одежду из нее, и даже у меня был болоньевый плащик. Это, я считаю, пример того, как ткань выступает формообразующим инструментом унисекса. Джинсы – в прошлом рабочая, бытовая одежда; ведь нельзя сказать, что в начале XX века была повальная джинсомания – нет, конечно. Просто на этой почве в 70-е, в эпоху бунтарства и нестандартных взглядов, развилась настоящая мода – и для мужчин, и для женщин. Это можно назвать техногенным уровнем развития моды, и мужская будет идти по этому пути точно так же, как и женская. И в будущем появятся все новые и новые поверхности, фактуры, ткани, которые воспримут все люди.



- Есть ли какой-то предмет гардероба, который навсегда останется только женским?

- Это интересный вопрос… ночная сорочка? Но ведь ее носили и мужчины. Даже колготки, казалось бы, такой женский предмет, одевали и на девочек, и на мальчиков. И в верхней одежде все можно считать общим… Что до каких-то элементов, то та же драпировка, которая кажется очень женственной, у меня в коллекции хорошо прижилась, и ее на ура восприняли и критики, и клиенты.

Меха? Тоже неотъемлемая часть мужской одежды во все времена, я делала меховые жабо, муфты. Но, опять же, мое дело – предложить свежее решение, чтобы вы задумались, можно это надеть или нельзя. И время покажет, да или нет. Те же жабо, помню, носил мой дядя, это было так красиво: с двубортными пиджаками из ткани с растительным жаккардовым рисунком…

- Самые нетрадиционные дизайнерские идеи, которые приходили вам в голову?

- В последней коллекции Йоджи Ямамото я увидела передники. А у меня передник был три года назад, представляете? Я сделала один-единственный экземпляр, исключительно в качестве забрасывания удочки, это был образ такого пацана, который вырвался с работы и бежит на встречу с друзьями. Передник был драпированный, и мне было так приятно, когда о нем вспомнили для заключительного гала-концерта «Славянского базара».

- К чему должна идти мода: к унификации или, напротив, к подчеркиванию гендера?

- Думаю, к унификации, потому что считаю это удобным. Повторюсь: все в мире взаимосвязано. Коко Шанель по утрам надевала вещи своего мужчины. Эльза Скиапарелли, увидев мужской грубый свитер, связанный армянской эмигранткой, заказала тем же эмигрантам целую партию, а теперь подобные свитера привычны и для мужчин, и для женщин. Так что такие заимствования необходимы, и мы опять приходим к тому, что унисекс – это универсальный язык. Что мы делаем утром? Надеваем рубашку любимого человека, чтобы показать, что мы – единое целое.

- А между тем унисекс сегодня часто демонизируют и обвиняют в отрицании женщиной самой себя…


- Нет, ни в коем случае. Это всего лишь стирание граней между особенностями построения одежды. Быть может, когда женщина надевает что-то объемное, она хочет приблизиться к своему мужчине, большому и сильному? А он, наоборот, хочет уменьшить свои объемы (обтягивающие пиджаки, брюки), чтобы стать соразмерным своей женщине… Такой своеобразный баланс, путь к гармонии, шаги навстречу друг другу.

Опубликовано в Fashion Collection Belarus, май 2013
Фото: bfw.by

Еще по этой теме: юбки и хромосомы

No comments:

Post a Comment