ПАНДЕМОНИУМ - собрание
злых духов, царство сатаны; храм, посвященный всем демонам. Словарь иностранных слов, вошедших в состав
русского языка. Павленков Ф., 1907.новолатинск.,
от греч. pan,
все, и daimon,
демон, дух. Место разврата и распутства. Объяснение
25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их
корней. Михельсон А.Д., 1865.
У нее, как и у всех crème de la crème, есть статусная аксессуарная собачка
по кличке Снежок (Snowy),
она, как и все wannabes,
интонирует в камеру «I
love Fashion TV». На Лондонской Неделе моды, на всех
самых модных выставках и премьерах огромная (7 футов; 213 см. в понятном нам
эквиваленте) дева по имени Пандемония неизменно вызывает ажиотаж: от восторгов,
удивления и желания непременно сфотографировать до восклицаний «шо за х***я,
Берримор???» Таблоиды истерят, глянец – от Vogue до i-D – степенно задает вопросы в попытках
понять, и везде она – желанный гость.
У художника, вызвавшего к жизни Пандемонию, – степени
бакалавра и магистра Fine
Art,
но никто не знает его имени. Пандемония охотно рассказывает о том, какие образы
любит больше всего (Marlboro
Girl,
Dizzy Blond, Redhead), но на все вопросы
журналистов о том, кто внутри, неизменно отвечает: «Все это только оболочка,
блестящий пластик, а внутри – пусто». Пандемония – латексная фикция,
обезличенность, пост-поп-пародия, как характеризует ее образ сам создатель
этого дивного фэшн-Франкенштейна.
Любой человек, даже с атрофированным лингвистическим
чутьем, интуитивно угадает в имени Пандемония что-то страшное и жутенькое,
какую-то кроулианскую чертовщинку. С появлением Пандемонии фотографы начинают
бесноваться, стараясь заполучить самые вкусные кадры, таблоиды кровожадно
обсуждают, какие пары она разбивает… Внутренние демоны массового сознания –
гепатитного цвета слушки, массовая истерия вокруг селебрити, желание попасть на
заветный первый ряд или страничку светской хроники – вылезают наружу. Пандемониум
в представлении художника – это и есть современное общество, где мерилом
красоты и успеха вдруг стали стандарты, клише и штампы, «все как у всех»:
обязательная крокодиловая Birkin,
непременные мастхэвы сезона и «поделись телефоном своего пластического
хирурга». И, конечно, обязательные блог, твиттер, фейсбук – с тысячами
подписчиков.
Стремясь к жесткой социальной сатире на
унифицированный класс селебрити и тех, кто очень хочет таковыми стать, с их
повадками, собачками, сумками и желаемыми пропорциями фигуры, Пандемония как-то
незаметно стала знаменитостью сама. Задуманный сарказм удался, да как-то не так:
смеялись, восхищались концептом и замечали все, но не обижался никто. И никому
особо не интересно, кто скрывается за этим двухметровым резиновым красочным
саваном-пародией. Да и можно ли утверждать наверняка, что появление Пандемонии
– высмеивание существующего порядка вещей в high life? Отображение – да, безусловно.
Сатира – кто знает? Но парадокс налицо: обезличенный общий знаменатель вдруг
стал самой яркой знаменитостью.
Пандемонию не мучает страх старости и смерти. У нее
вообще нет возраста, как и полагается настоящему светскому персонажу, – только
дата первого выхода в свет (2008 год). Зато она (он?) опасается острых
предметов, которые могут повредить хрупкую иллюзорность мисс Пандемонии –
поэтому у концептуальщика всегда с собой набор для оказания первой помощи.
Кстати, кто она – по гендерной принадлежности?
Женщина? Транс? Кажется, она может оказаться кем угодно – все зависит исключительно
от того, кто на нее смотрит. В общем, универсальная мечта, ready-to-use, к тому же так живо намекающая на
определенный ассортимент секс-шопов.
Ее порой сравнивают с Барби, и в этом сравнении есть
определенное логически-временное несовпадение. Барби, несомненно, была эталоном
женственности и глупенькой, простенькой, поверхностной красоты – этот
пластиковый идеал стали копировать многие, доводя внешность до выхолощенного
совершенства. Девочки, играющие с Барби и чудесными розовыми интерьерами,
выросли – и гуськом пошли унифицироваться, ложиться под нож, чтобы после за
чашкой кофе хвастаться друг перед другом аккуратными носиками и определять по
почерку хирурга. Пандемония стала собирательным образом этих выросших девочек.
И, если задуматься, это совсем не похоже на сказку, о которой они мечтали. «Мне нравятся сказки, потому что это очень
органичные истории об архетипах, которым тысячи лет. У всех них есть общие
мотивы: мачехи, уродливые сестры, темные леса… Сказки до сих пор применимы к
современному миру: только все эти образы существуют в иных формах. Вместо
темных чащ у нас – каменные джунгли и Интернет. Наш мир изменяется быстрее, чем
когда-либо, мы не знаем, куда мы идем, так что мифы нуждаются в переработке»,
– заявляла Пандемония в интервью i-D Magazine. В определенном смысле
Пандемонию тоже можно назвать архетипичной для современного социума. Здесь есть
все компоненты успешного образа, усредненной сказки, которой живут все,
подсевшие на социальный успех: лихорадка пиара, папарацци, глянец,
безупречность и волосы, которым неведом хаос.
Сложно сказать, как отреагировал бы Юнг, автор теории
архетипов, на такое допущение, зато Энди Уорхоллу и Жану Бодрийяру образ
Пандемонии показался бы близким. Уорхолл поаплодировал бы абсолютной идее
упаковки, а Бодрийяр так точно посчитал бы ее самым убедительным, самым крутым и модным симулякром третьего
порядка из всех, когда-либо существовавших. Потому что – да, там пусто, там
ничего нет.
Ее выходы эффектны, но это, скорее всего,
краткосрочный вау-эффект – вторая встреча окажется не такой будоражащей, как
первая, вы вряд ли захотите фотографироваться
с ней еще раз. Она одинакова на всех фото: огромная, глянцевая, с
длиннющими ногами и идеально уложенными волосами, с идеальной собакой, не
имеющей физиологических потребностей. Иногда меняются платья (арт-объекты, как
она их называет) – зеленый, оранжевый, электрический голубой. И всегда
неизменной остается только ее суть – пустота. Черт, да это же почти сатори фэшн-индустрии
и поп-культуры! Комикс, который выбрасывают, пролистав на заправке за чашкой
кофе.
Художник, создавший и заточивший себя в образ
Пандемонии, до сих пор остается анонимным. Это кажется очень правильным в
контексте доминирования продукта над создателем: неважно, кто внутри, важно,
что метафора живет. Сама по себе. Во всех смыслах – self-made, пиар-продукт, зеркало, неидентифицированная
звезда, арт-объект, сбежавший из музея, голем третьего тысячелетия. «История с
ногами» – очень четкая, меткая ее самохарактеристика. Прежде чем спрашивать,
кто такая Пандемония, спроси себя, кто ты.
Ведь очень страшно будет проснуться в том мире, где
окажется, что там, за латексом, действительно ни-ко-го.
PS.:
Полностью ее имя звучит как Pandemonia Panacea, и, хоть о второй части имени
все забывают, это подает определенные надежды: осознав пластиковую иллюзорность
идеала XXI
века, хоть кто-нибудь да сможет выйти за грань жизни в комиксе.
Для lady.tut.by, декабрь 2012
No comments:
Post a Comment