Wednesday, May 6, 2015

Валентин Губарев: прямая речь

Валентин Губарев – художник с цепким взглядом; журналисты Fashion Collection Belarus, являясь давними поклонниками его полотен, поговорили с Валентином на тему вечных жизненных ценностей и сиюминутных фальшивок.


Признание художника – необходимость или приятное дополнение: «Разумеется, необходимость. Время непризнанных гениев, которые творили в своих мансардах, давно прошло. Специалисты понимают, что это курицы, которые несут золотые яйца, поэтому их отыскивают и создают им это признание. Конечно, это в значительной степени относится к ситуации на западном арт-рынке. Я однажды наивно спросил у владельца крупной французской галереи, почему такая большая страна, как Франция, носится с 30 художниками, тусуя их из одной галереи в другую? Почему галеристы, дилеры не идут в мастерские, не открывают новых талантливых художников? Ответ был таким же наивным: «Так ведь все хорошие художники в галереях». То есть, художник вне галереи априори не представляет ценности».

Одиночество, его созидающая и деструктивная стороны: «Действительно, одиночество, как и медаль, имеет две стороны. Считаю, это необходимая и органичная часть жизни человека. Все гениальные озарения возникают именно в этом «эмбрионном» состоянии. Да и просто заглянуть в себя можно только отрешившись от бытовой суеты и человеческого присутствия».


Правда жизни в искусстве, его реалистичность:  «А что есть «правда жизни» в искусстве? Может, когда зритель, стоя у полотна, восклицает: «Как это похоже!» Или это пусть субъективный, но честный взгляд самого творца? И здесь следует знакомое выражение: «Он так видит!» Здесь ключевое слово «искусство», а «реалистичность» – слово совершенно лишнее. Караваджо в своих экспериментах со светом добился такой «правды жизни», что реальность стала слабой ее тенью. Например, оценка «красиво» не является критерием качества искусства. Когда у Пикассо спросили, почему модель, которую он рисует на холсте, на самом деле на нее не похожа, тот ответил: «Я рисую не модель, а картину». Отсюда следует: если художник творит честно и самозабвенно, это и есть правда жизни».

Ценности, ставшие дефицитными в современном мире: «Увы, на мой взгляд, потери более ощутимые, чем приобретения. И главные ценности, дефицит которых все больше ощущается и расстраивает, касаются сферы нравственного здоровья. Что говорить, если слово честь уже почти полностью исчезло из обихода. А ведь за ним стоят такие ценности, как благородство, милосердие, порядочность, чистота помыслов и поступков».


Взгляд на идеальное мироустройство: «Как переустроить мир, не привлекая внимания санитаров». Это, видимо, тот самый случай. Действительно, когда сон не спешит приходить, волей-неволей начинаешь думать, что бы изменил в нынешнем мироустройстве. Ну, отдам я Фолкленды Аргентине, найду территорию для образования курдского государства, урегулирую конфликты между Израилем и Палестиной, Арменией и Азербайджаном – и что? Мир всегда будет несправедлив, и всеобщее равенство – это утопия. Вот если бы не было религиозных различий, расовых, языковых... Но это еще большая утопия. Неодинаковые условия сосуществования нам диктует сама природа. Одни живут на берегах реки, а другие в пустынях, одни собирают по два урожая в год, а другие страдают от голода и засухи».

От чего зависит чувство прекрасного: «Не думаю, что внешние обстоятельства могут блокировать, заслонить наше чувство прекрасного. Иногда не совсем благоприятные факторы, наоборот, обостряют эти чувства, заставляют пристальнее вглядеться или сделать для себя радостное открытие. Представляю, как любуется заключенный серебристым оперением какой-то пичуги, присевшей отдохнуть на подоконник за решеткой его темницы. И мы знаем, как может умиротворять уставшую и мятежную душу прекрасная музыка».

Что делает женщину прекрасной и что убивает в ней женственность: «Прекрасной женщину делает ее естественность и индивидуальность. Нет худшего комплимента, нежели сказать, что она типичная. И, естественно, прекрасной ее делает женственность, природное отличие от мужчины».

Музы и их влияние на художника: «Что такое муза? Это женщина, которую художник боготворит. Это колодец чистой и животворящей воды, из которого творец черпает вдохновение и чувствует себя настоящим мужчиной».

Хоккей как новый символ белорусской нации: «Если честно, хотелось бы большего. Уверен, для нашей страны это возможно. Конечно, например, Ямайке вполне достаточно Боба Марли и его музыки регги. Но мне больше нравится работа Израиля над имиджем своей страны как места, где людям возвращают здоровье. Внушая это всему миру, Израиль не только повышает свой международный статус, но и привлекает в страну большие деньги».

Агрессивная сексуализация современного визуального искусства: «Разумеется, даже неопытный глаз заметит эту тенденцию. Вообще, агрессивность и цинизм завоевывает все большее пространство во всех областях нашей жизни. Меня это тревожит. Мне кажется, что чем больше мы теряем нравственных ориентиров, тем больше расшатываем под собой фундаментальную основу всей нашей цивилизации, а это ведет в тупик и пустоту. Слава богу, для меня одетая женщина выглядит гораздо сексуальнее, чем раздетая. Когда рука скользит под ее юбкой и замирает там, где заканчиваются чулки и начинается тело, это многократно сексуальнее, чем самые откровенные обнаженки».


Влияние маркетинга на ценность и стоимость современного искусства: «Люди, которые любят и умеют делать деньги, не могли не обратить внимания на то, что цены на предметы искусства могут достигать астрономических пределов. Они сразу сообразили, что это очень выгодный товар. На престижных аукционах картины художников стоят несколько миллионов долларов, значит, умелое продвижение нового гения современного искусства сулит хорошие прибыли. Вот пример: в Австрии живет художник Нитцш. И был бы он никому не известен до сих пор, если бы не вмешался в его судьбу агрессивный маркетинг. Нашелся нестандартный ход: журналы и газеты запестрели заголовками: «Художник пишет картины своей кровью». И Нитцш стал заложником такой рекламы. Если в нескольких первых своих работах он действительно использовал кровь животных, то теперь уже надо быть последовательным и заказывать ее целыми бидонами. Побывать на выставке таких полотен – удовольствие сомнительное, зато цены на его произведения выросли в геометрической прогрессии».


Современная мода: «Я смотрю на моду как художник, но глазами мужчины. Когда женщина подчеркивает свою женственность и не маскирует свои женские пропорции – это главное условие женской моды для меня. Хорошо, что в последние годы прекрасный пол возвращается к винтажным платьям и юбкам.
Те, кто бывал за границей, обратили внимание на то, что отношение тамошних женщин к одежде, моде отличается от нашего представления. Женщины Западной Европы одеваются и прибегают к макияжу исходя из времени суток и обстоятельств. А наши женщины в любое время наряжаются, как на представительский раут. Так как наши женщины мне ближе, я пытаюсь оправдать их тем, что это происходит из-за желания быть неотразимой в любое время суток и независимо от того, собираешься ли ты на Комаровку, идешь на работу или в сберкассу».


Ностальгия по прошлому и ее влияние на творчество: «Человек всегда состоит из прошлого, настоящего и будущего. Он вспоминает, он решает насущные вопросы и мечтает о будущем. И эти пропорции у всех разные. Кто-то совсем не цепляется за прошлое, а я в своем творчестве часто обращаюсь к нему, многие сюжеты моих картин созданы на основе воспоминаний».

Отношение к сравнениям с другими художниками: «Вспоминаю, как один французский еженедельник озаглавил свою статью «Белорусский Брейгель». Как к этому относиться? Разумеется, никакой обиды. Скорее, наоборот, сравнение с таким непревзойденным мастером льстит. Но художник не должен придавать таким сравнениям большого значения. Настоящее искусство получается, когда ты не ориентируешься на каких-то кумиров, когда не думаешь про публику и деньги, когда не мечтаешь о музее своих творений при жизни. Время все расставит по своим местам».

Опубликовано в журнале Fashion Collection Belarus, июнь 2014

No comments:

Post a Comment