Дэвида Даунтона, профессора London College of Fashion, хочется назвать
чудаком: еще бы, он издает единственный в мире журнал о моде, в котором нет ни
одной фотографии. Журнал назвается Pourquoi
Pas? – и в этом немом вопросе выражена вся суть проекта. Издавать журнал,
напичканный иллюстрациями, в эпоху цифровой фотографии и графических редакторов
кажется авантюрным и нецелесообразным. Но для человека, всю жизнь посвятившего
рисованию, это действительно несерьезный и игривый вопрос. И правда, почему бы
и нет?
… Модной иллюстрации как жанру – сотни лет. Но наиболее
интересный период в ее истории – век XX, прошедший, в который уместился невероятный взлет и – как
насмешка – медленное умирание этого вида искусства. Если реклама считается
двигателем торговли, то двигателем рекламы в 10-е годы стала именно модная
иллюстрация, использовавшая экзотические и таинственные наработки ар-деко. Поль
Ирибе, Жорж Барбье, Жорж Лепейп – эти имена звучали, хотя никто, скорее всего,
не воспринимал их работы как серьезное искусство.
Иллюстрация Поля Ирибе |
Иллюстрации Поля Ирибе для Поля Пуаре Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html |
В 1930-х в модных журналах началась постепенная экспансия фотографии,
и постепенно иллюстраторы переставали быть формообразующей силой созидательного
процесса – но для этого потребовалось определенное время. Конечно, такие звезды
европейского искусства, как Жоан Миро или Жан Кокто, приглашались для работы
над номерами. Человеком, который вплотную подтянул художников к работе над
глянцем, стал Алексей Бродович. Этот эмигрант первой волны сотрудничал с дягилевским балетом, а в 1934
стал редактором Harper’s Bazaar и сделал из
второсортного малоизвестного продукта настоящий глянец, с которым сотрудничали
Шагал, Миро и Кассандр. Рене Грюо создавал иллюстрации образов Жака Фата,
Кристиана Диора, Пьера Бальмена – и они стали хрестоматийными в истории моды. Выпуски
с участием художников и иллюстраторов становились звездными, но сегодня
иллюстратор модных журналов (проектов) – профессия экзотическая.
Иллюстрация Энди Уорхолла для Vogue, декабрь 1983; иллюстрация Рене Буше для Vogue, ноябрь 1953 Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html |
Леард Боррелли, иллюстратор, видит проблему застоя жанра в
следующем: «Модная иллюстрация скатилась от статуса важного выразительного
средства модной коммуникации к крайне незначительной роли. Первая фотографическая
обложка Vogue была своеобразным водоразделом в истории журнальной
иллюстрации и маркером ее угасания. Фотографии, неважно сколько бы ретуши в них
ни было, всегда будут ассоциироваться с реальностью и правдивостью. Мне
нравится думать об иллюстрациях как о поэмах в прозе, полных выдуманных
историй. В них – объективно больше индивидуальности создателя, чем в
фотографиях. Иллюстрации все еще живы, но в моде у них позиция бедного родственника».
Иллюстрация Рене Грюо |
Эпоха, когда фотография, в том числе модная, имела прямую
взаимосвязь с правдивым отражением реальности, закончилась. Сегодня фотография
(хоть репортажная, хоть глянцевая) – не более чем симулякр: благодаря различным
техникам съемки и освещения, и, главное, click-магии фоторедакторов. Никто не верит в идеальных девушек с
обложки. Фотография более не документ, дающий определенное представление о
реальности, а модная фотография – это хитрая линза, в которой привлекательность
бренда должна становится ярче и объемнее, аппетитнее. И раз уж фотография
сегодня стала гораздо более фантастичной, чем иллюстрация, возможно, самое
время вернуть фэшн-иллюстрации утраченные позиции? Это усугубляется тем, что
гипертрофированно консьюмеристский формат сегодняшнего глянца порядком утомил
многих читателей, и имеет смысл вновь взглянуть в прошлое, когда журнал Vogue был
форпостом моды как полноценного вида искусства. Нельзя войти в одну реку
дважды, да и Диана Вриланд с ее чудаковатыми воззрениями серьезного редактора
сегодня все еще выглядит слишком наивной и романтичной для эпохи гиперпотребления,
но если оставить все, как есть, глянцевые модные фотографии, фиксирующие
объекты потребления, будут иметь равнозначную ценность объектным съемкам
сантехнического оборудования в специализированных изданиях. Иллюстрирование –
всего лишь одно из множества выразительных средств и техник, и тут могут быть
свои звезды, как некогда Жоан Миро, Жан Кокто или Сальвадор Дали, создававшие
обложки для Vogue и Harper’s Bazaar.
Иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, 1937; иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, июнь 1939 Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html |
Обложка с рисунком Сальвадора Дали для Vogue, 1944; иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, апрель 1944 Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html |
Мода всегда была симбиозом искусства и бизнеса. В этом нет
ничего необычного: все виды искусства вовлечены в товарно-денежные отношения,
но только в моде в последние годы обсуждается эта якобы сложная этическая
проблема. Да, разумеется, картины того же Дали не тиражировались, как
тиражируются коллекции Prada или Yves Saint Laurent:
любая репродукция честна в своей вторичности и в цене, в то время как в моде
нет такой иерархии, ведь порой даже фейки бывают неотличимыми от оригиналов.
Для того, чтобы продать сто миллионов юбок, надо для начала выразить и
реализовать тот художественный настрой и потребность, что витают в конкретный
момент в обществе – и поэтому в моде есть свои Ван Гоги и свои Сальвадоры Дали,
непризнанные аутсайдеры и высокомерные дельцы. Можно сколько угодно спорить на
тему того, о чем современная мода больше – о прибылях или самовыражении, но все
просто: каждый выбирает свою нишу. То же самое должно произойти с глянцевыми
журналами: та редакция, которая считает, что издает красивый и качественный
рекламный каталог, использует фотографии; те же, кто не хочет ограничивать себя
функцией посредников-продавцов гламура, могут совмещать абсолютно все
инструменты, которые существуют в издательском арсенале: и фэшн-иллюстрация только
украсит страницы глянца, сделав его заодно частичкой изобразительного
искусства. В конце концов, и мода, и изобразительное искусство базируются на
одном и том же фундаменте: чувство цвета и пропорций, умение изобразить фактуру
и сделать ее живой.
Иллюстрация Рене Грюо |
Есть ли сегодня герои модной иллюстрации? Безусловно. Это
уже упомянутый Дэвид Даунтон, который пропагандирует модный рисунок в
максимально эстетском, «не-для-всех», элитном формате. Это и современный
отщепенец фэшн-иллюстрации – Алеcсандро
Паломбо. Вообще, он считает себя сюрреалистом, художником и дизайнером, а в
секторе фэшн-иллюстрации он работает вовсе не над созданием красивых картинок о
сладких девочках в шелковых платьицах – призвание Паломбо в издевательствах над
модными персонами на злобу дня. Нет ни одного скандальчика, который не нашел бы
отражение в карикатурах Паломбо. Но вот беда: пока Паломбо рисовал фэшн-Симпсонов
и убегающего от налогов Бернарда Арно, было действительно смешно, потому что в
этом была ирония и правда. Это была нарисованная хроника модных событий, и
чтобы понимать его картинки, нужно было знать весь контекст бизнеса. Но теперь
Паломбо скатился в туалетные и прочие похабные сюжеты, и совершенно неинтересно
смотреть на то, как нарисованная Анна Винтур бреет себе лобок под лозунгом No Fur. Или результаты ее
дефекации на улицах Милана – такая игра в бунтарское искусство и правда плохо
пахнет. Всего за какой-то год стало совершенно неясно, был ли Паломбо настоящей
восходящей звездой и реаниматором модной иллюстрации как жанра или все-таки
дешевым самопиарщиком. Он все еще сражается посредством карандаша с
анорексичными стандартами моды, с использованием большими концернами дешевой
рабочей силы на практически рабских условиях, и для него нет священных коров, но
его остроумие сегодня кажется слишком шаржированным, топорным – впрочем, каждый
об этом составляет свое собственное мнение.
Иллюстрация сегодня – не только журнальная и веб-прерогатива.
Некоторые бренды для создания рекламных изображений привлекают художников,
которые так себя и называют, – модные иллюстраторы. В данном случае можно
приводить в пример Дженнифер Лиля, которая работала над оформлением лучших
магазинов Нью-Йорка, создавала иллюстрации для оформления косметических
продуктов, но и вплотную сотрудничала с Dolce&Gabbana в проектах для их веб-журнала Swide. Один из проектов был посвящен
Мэрилин Монро, и это была фантазия на тему кинематографической дивы, одетой в
осенне-зимнюю коллекцию 2012 итальянского бренда. Удобная задумка: одновременно
и оммаж прекрасной женщине, и ненавязчивая рекламная кампания без выплаты гонорара
задействованной звезде. Иллюстрации Дженнифер получились умеренно сладкими,
ностальгичными и релевантными что самой Монро, что ДНК бренда-заказчика.
Свои иллюстрации Дженнифер делает вручную: только чистит
иногда оцифрованные версии, перед тем, как передать заказчику. Но, повторимся,
львиная доля работы выполнена без привлечения современных технологий; ее
рисованные девушки – вполне классического глянцевого стиля с легким налетом
современности, и она – одна из тех, кто сегодня пытается нести знамя модного
рисунка в эпоху, которую позже назовут Безвременьем Безымянных Фотографов.
Нет ничего плохого в развитии фотографического жанра. Тем не
менее, модная иллюстрация сегодня кажется многим нежизнеспособной именно из-за
оптимизации процесса издательского и рекламного бизнеса, но ведь фото Даши
Жуковой и рисунок Сальвадора Дали на обложке глянца – несколько неравнозначные
для вечности понятия, разве нет?
Для lady.tut.by, май 2013
No comments:
Post a Comment