Wednesday, May 6, 2015

Глянцевая кома: кому мешает фэшн-иллюстрация?

Дэвида Даунтона, профессора London College of Fashion, хочется назвать чудаком: еще бы, он издает единственный в мире журнал о моде, в котором нет ни одной фотографии. Журнал назвается Pourquoi Pas? – и в этом немом вопросе выражена вся суть проекта. Издавать журнал, напичканный иллюстрациями, в эпоху цифровой фотографии и графических редакторов кажется авантюрным и нецелесообразным. Но для человека, всю жизнь посвятившего рисованию, это действительно несерьезный и игривый вопрос. И правда, почему бы и нет?


Журнал издается лимитированным тиражом в полторы тысячи экземпляров на хорошей бумаге – своеобразный вызов безответственному процессу «щелкнут – удалил – щелкнул – обработал – удалил – снова обработал исходник». В результате стараний Даунтона и его команды получается коллекционное издание, которое действительно хочется сохранить на долгие годы и которое приятно перелистывать, ощущая прикосновение к той моде, которая не отрицает свою принадлежность к искусству.

… Модной иллюстрации как жанру – сотни лет. Но наиболее интересный период в ее истории – век XX, прошедший, в который уместился невероятный взлет и – как насмешка – медленное умирание этого вида искусства. Если реклама считается двигателем торговли, то двигателем рекламы в 10-е годы стала именно модная иллюстрация, использовавшая экзотические и таинственные наработки ар-деко. Поль Ирибе, Жорж Барбье, Жорж Лепейп – эти имена звучали, хотя никто, скорее всего, не воспринимал их работы как серьезное искусство.

Иллюстрация Поля Ирибе

Иллюстрации Поля Ирибе для Поля Пуаре
Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html
В 1930-х в модных журналах началась постепенная экспансия фотографии, и постепенно иллюстраторы переставали быть формообразующей силой созидательного процесса – но для этого потребовалось определенное время. Конечно, такие звезды европейского искусства, как Жоан Миро или Жан Кокто, приглашались для работы над номерами. Человеком, который вплотную подтянул художников к работе над глянцем, стал Алексей Бродович. Этот эмигрант первой волны  сотрудничал с дягилевским балетом, а в 1934 стал редактором Harpers Bazaar и сделал из второсортного малоизвестного продукта настоящий глянец, с которым сотрудничали Шагал, Миро и Кассандр. Рене Грюо создавал иллюстрации образов Жака Фата, Кристиана Диора, Пьера Бальмена – и они стали хрестоматийными в истории моды. Выпуски с участием художников и иллюстраторов становились звездными, но сегодня иллюстратор модных журналов (проектов) – профессия экзотическая.


Иллюстрация Энди Уорхолла для Vogue, декабрь 1983; иллюстрация Рене Буше для Vogue, ноябрь 1953
Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html
Леард Боррелли, иллюстратор, видит проблему застоя жанра в следующем: «Модная иллюстрация скатилась от статуса важного выразительного средства модной коммуникации к крайне незначительной роли. Первая фотографическая обложка Vogue была своеобразным водоразделом в истории журнальной иллюстрации и маркером ее угасания. Фотографии, неважно сколько бы ретуши в них ни было, всегда будут ассоциироваться с реальностью и правдивостью. Мне нравится думать об иллюстрациях как о поэмах в прозе, полных выдуманных историй. В них – объективно больше индивидуальности создателя, чем в фотографиях. Иллюстрации все еще живы, но в моде у них позиция бедного родственника».

Иллюстрация Рене Грюо
Эпоха, когда фотография, в том числе модная, имела прямую взаимосвязь с правдивым отражением реальности, закончилась. Сегодня фотография (хоть репортажная, хоть глянцевая) – не более чем симулякр: благодаря различным техникам съемки и освещения, и, главное, click-магии фоторедакторов. Никто не верит в идеальных девушек с обложки. Фотография более не документ, дающий определенное представление о реальности, а модная фотография – это хитрая линза, в которой привлекательность бренда должна становится ярче и объемнее, аппетитнее. И раз уж фотография сегодня стала гораздо более фантастичной, чем иллюстрация, возможно, самое время вернуть фэшн-иллюстрации утраченные позиции? Это усугубляется тем, что гипертрофированно консьюмеристский формат сегодняшнего глянца порядком утомил многих читателей, и имеет смысл вновь взглянуть в прошлое, когда журнал Vogue был форпостом моды как полноценного вида искусства. Нельзя войти в одну реку дважды, да и Диана Вриланд с ее чудаковатыми воззрениями серьезного редактора сегодня все еще выглядит слишком наивной и романтичной для эпохи гиперпотребления, но если оставить все, как есть, глянцевые модные фотографии, фиксирующие объекты потребления, будут иметь равнозначную ценность объектным съемкам сантехнического оборудования в специализированных изданиях. Иллюстрирование – всего лишь одно из множества выразительных средств и техник, и тут могут быть свои звезды, как некогда Жоан Миро, Жан Кокто или Сальвадор Дали, создававшие обложки для Vogue и Harper’s Bazaar.

Иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, 1937; иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, июнь 1939
Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html
Обложка с рисунком Сальвадора Дали для Vogue, 1944; иллюстрация Сальвадора Дали для Vogue, апрель 1944
Читать полностью: http://lady.tut.by/news/style/350141.html
Мода всегда была симбиозом искусства и бизнеса. В этом нет ничего необычного: все виды искусства вовлечены в товарно-денежные отношения, но только в моде в последние годы обсуждается эта якобы сложная этическая проблема. Да, разумеется, картины того же Дали не тиражировались, как тиражируются коллекции Prada или Yves Saint Laurent: любая репродукция честна в своей вторичности и в цене, в то время как в моде нет такой иерархии, ведь порой даже фейки бывают неотличимыми от оригиналов. Для того, чтобы продать сто миллионов юбок, надо для начала выразить и реализовать тот художественный настрой и потребность, что витают в конкретный момент в обществе – и поэтому в моде есть свои Ван Гоги и свои Сальвадоры Дали, непризнанные аутсайдеры и высокомерные дельцы. Можно сколько угодно спорить на тему того, о чем современная мода больше – о прибылях или самовыражении, но все просто: каждый выбирает свою нишу. То же самое должно произойти с глянцевыми журналами: та редакция, которая считает, что издает красивый и качественный рекламный каталог, использует фотографии; те же, кто не хочет ограничивать себя функцией посредников-продавцов гламура, могут совмещать абсолютно все инструменты, которые существуют в издательском арсенале: и фэшн-иллюстрация только украсит страницы глянца, сделав его заодно частичкой изобразительного искусства. В конце концов, и мода, и изобразительное искусство базируются на одном и том же фундаменте: чувство цвета и пропорций, умение изобразить фактуру и сделать ее живой.

Иллюстрация Рене Грюо

Есть ли сегодня герои модной иллюстрации? Безусловно. Это уже упомянутый Дэвид Даунтон, который пропагандирует модный рисунок в максимально эстетском, «не-для-всех», элитном формате. Это и современный отщепенец фэшн-иллюстрации – Алеcсандро Паломбо. Вообще, он считает себя сюрреалистом, художником и дизайнером, а в секторе фэшн-иллюстрации он работает вовсе не над созданием красивых картинок о сладких девочках в шелковых платьицах – призвание Паломбо в издевательствах над модными персонами на злобу дня. Нет ни одного скандальчика, который не нашел бы отражение в карикатурах Паломбо. Но вот беда: пока Паломбо рисовал фэшн-Симпсонов и убегающего от налогов Бернарда Арно, было действительно смешно, потому что в этом была ирония и правда. Это была нарисованная хроника модных событий, и чтобы понимать его картинки, нужно было знать весь контекст бизнеса. Но теперь Паломбо скатился в туалетные и прочие похабные сюжеты, и совершенно неинтересно смотреть на то, как нарисованная Анна Винтур бреет себе лобок под лозунгом No Fur. Или результаты ее дефекации на улицах Милана – такая игра в бунтарское искусство и правда плохо пахнет. Всего за какой-то год стало совершенно неясно, был ли Паломбо настоящей восходящей звездой и реаниматором модной иллюстрации как жанра или все-таки дешевым самопиарщиком. Он все еще сражается посредством карандаша с анорексичными стандартами моды, с использованием большими концернами дешевой рабочей силы на практически рабских условиях, и для него нет священных коров, но его остроумие сегодня кажется слишком шаржированным, топорным – впрочем, каждый об этом составляет свое собственное мнение.


Иллюстрация сегодня – не только журнальная и веб-прерогатива. Некоторые бренды для создания рекламных изображений привлекают художников, которые так себя и называют, – модные иллюстраторы. В данном случае можно приводить в пример Дженнифер Лиля, которая работала над оформлением лучших магазинов Нью-Йорка, создавала иллюстрации для оформления косметических продуктов, но и вплотную сотрудничала с Dolce&Gabbana в проектах для их веб-журнала Swide. Один из проектов был посвящен Мэрилин Монро, и это была фантазия на тему кинематографической дивы, одетой в осенне-зимнюю коллекцию 2012 итальянского бренда. Удобная задумка: одновременно и оммаж прекрасной женщине, и ненавязчивая рекламная кампания без выплаты гонорара задействованной звезде. Иллюстрации Дженнифер получились умеренно сладкими, ностальгичными и релевантными что самой Монро, что ДНК бренда-заказчика.


Свои иллюстрации Дженнифер делает вручную: только чистит иногда оцифрованные версии, перед тем, как передать заказчику. Но, повторимся, львиная доля работы выполнена без привлечения современных технологий; ее рисованные девушки – вполне классического глянцевого стиля с легким налетом современности, и она – одна из тех, кто сегодня пытается нести знамя модного рисунка в эпоху, которую позже назовут Безвременьем Безымянных Фотографов.


Нет ничего плохого в развитии фотографического жанра. Тем не менее, модная иллюстрация сегодня кажется многим нежизнеспособной именно из-за оптимизации процесса издательского и рекламного бизнеса, но ведь фото Даши Жуковой и рисунок Сальвадора Дали на обложке глянца – несколько неравнозначные для вечности понятия, разве нет?

Для lady.tut.by, май 2013

No comments:

Post a Comment