Любите простые джинсы и
невыразительные серые свитерки? Наши поздравления: вы внезапно оказались в тренде,
а ваше безразличие к модной гонке называется нормкором и теперь является самым
актуальным способом самовыражения. Как бы парадоксально это ни звучало.
Кадр из фильма "1984" |
Нормкор во многом
напоминает такие явления, как музыкальное произведение «4:33» Кейджа, в которой
не звучит ни одной ноты, и книгу «Ничто», состоящую из чистых страниц.
Вычищенное поле, безжалостная стерилизация, отсечение всех смыслов – в этом и
есть новый смысл, где форма безоговорочно капитулирует перед содержанием. Посему
можно предположить, что нормкор – самый полемичный из всех существующих стилей,
хотя сказать о нем, по сути, нечего. Но мы рискнем, хотя здесь будет много
взаимоисключающих параграфов.
Виктория Наумова, главный
редактор одного из белорусских модных журналов, сформулировала суть нормкора
афористично и емко: «Нормкор претендует на то, что ни на что не претендует». Разумеется,
фраза могла бы звучать иначе, менее витиевато: «Нормкор ни на что не
претендует», но смысл сразу теряется. Одно дело – не претендовать вовсе, другое
– претендовать на внешнюю безликую усредненность.
Справка Википедии: «Слово Normcore образовано от слияния английских слов normal (нормальный, обычный) и hardcore (интенсивный, неустанный). Термин
появился в словаре Urban
Diсtionary в 2009 году, но стал
употребляться после того, как арт-группа K-HOLE упомянула его в своем докладе Youth
Mode: A Report on Freedom, опубликованном в конце 2013 года. Настоящую
популярность слово приобрело после выхода статьи в журнале New York Magazine в начале 2014 года».
Безупречным образцом
нормкора считается Стив Джобс: бессменная черная водолазка, кроссовки New Balance и джинсы плюс
пассионарная личность, выстроившая не просто гигантскую корпорацию, но
бизнес-империю, определяющую образ жизни миллионов потребителей, выпускающую не
безликую функциональную продукцию, а статус-символы. Посему, наверное, стиль
Джобса и есть нормкор, надменный и нарочито существующий вне модного поля;
точно такие же водолазки и джинсы на безвестном менеджере среднего звена
остаются невыразительной одеждой. Тут нормкор доказывает, что имидж
конструирует не одежда, а личность; поэтому Джобс – хрестоматийный пример, а
усредненный работник офиса с нестрогим дресс-кодом так и остается неизвестной
переменной. И, если вдуматься, в этом заключается безмерный снобизм нормкора. И
именно поэтому нормкор – самое непростое модное высказывание из всего диапазона
существующих ныне, несмотря на нехитрый стилистический инструментарий.
Корни популярности
нормкора можно искать в растерянности потребителя: модные Дома выдают по 4-5
коллекций в год, масс-маркет игроки – по 12, в онлайн-витринах можно потеряться
и потерять голову. Это похоже на невроз ребенка, заблудившегося в одночасье в
знакомой рощице, которая, как в страшных сказках, за ночь разрослась в
нескончаемый лес.
Здесь же можно прочесть и
бессознательное стремление к анонимизации в открытом нараспашку, благодаря
соцсетям, мире. Безотчетный жест «Я в домике», выражающийся в стремлении к
униформенности, рождает новый вид маскировки – камуфляж мирного времени. Он
ничего не хочет сообщать о личности, как это делают абсолютно все гардеробные
стили, оставляя право на высказывание человеку.
Попытки удержаться на
пике моды могут привести равно как к пресыщению, так и к разочарованию, и
нормкор со своим ровным, незыблемым предложением стилистического штиля кажется
временным прибежищем, этаким реабилитационным центром. Это красивая уловка:
быть модным, не замечая модные тенденции.
Нормкор, несмотря на
схожие черты с минимализмом, все-таки стоит в стороне от последнего. Минимализм
требует дизайнерской мысли, нормкор – нет. Пожалуй, он ее даже презирает и
сознательно игнорирует.
Аутентичный нормкор живет
в уличном стиле, но чуткие дельцы мира моды подхватывают его манифест:
стремление выделяться не выделяясь ненавязчиво, легкой аранжировочкой, звучит в
коллекциях Chanel,
Max Mara, Cristopher Kane и
Hermes
– но это уже не квинтэссенция стиля, а его перепевки с учетом существующих кодов
модных Домов. За приметы нестильного стиля здесь отвечают простые силуэты,
немаркие расцветки и неизысканные фактуры тканей – но то, как это обыгрывается
дизайнерами Домов, уводит подиумный нормкор все дальше и дальше от его начальной
сути. И это закономерно, в порядке вещей: бланковая серая тишотка, хоть бы и
выполненная из лучшего трикотажа, может стать маст-хэвом сезона, но хитом
продаж – вряд ли. Таким образом, нормкор в качестве очередной модной тенденции
успешно освоен системой (так же, как некогда бунтарский гранж, гардеробная
квинтэссенция субкультуры презрения, был удачно интегрирован в эту матрицу).
В нормкоре заложено потенциальная
враждебность в отношении модной индустрии: ему не нужны показы, сезонные
коллекции и презентации. Единственное, что его роднит с этой выстроенной
системой – наличие адептов стиля. Если допустить фантастическую мысль о том,
что маркетологи позволят нормкору выиграть, то это будет закономерным
эсхатологическим финалом современного модного мира. Но, как известно, в истории
не бывает точек, и за разрушением устоявшихся систем всегда следует новый
фундамент. Да, нормкор существует в одной статичной точке, в то время как все
остальные стили можно рассматривать как шальные графики. Да, нормкор – это
полюс вечной мерзлоты, но никак не точка невозврата для модного истеблишмента:
мода продолжит кормить благодарную публику все новыми и новыми коллекциями,
безумным рококо и китчем: просто потому, что людям все же чуждо маршировать в
униформе. Логично предположить, что отказ от динамики развития (главная примета
нормкора) предполагает быстрое его переваривание модным сообществом, но не зря
этот флаг чуть ли не насильно всучили в руки ныне покойного Джобса: кто знает,
может, именно развитие этого гардеробного ноль-стиля со временем будет
происходить в ключе внедрения невероятных технологий будущего, которые
переквалифицируют базовый предмет гардероба в универсальный гаджет с массой
дополнительных и неожиданных возможностей.
Опубликовано: журнал Where Minsk, ноябрь 2014
No comments:
Post a Comment