Wednesday, May 6, 2015

Игра в бисер

В тот момент, когда серьги ее работы примерила Алена Долецкая, скептицизм поумерили даже те, кто считает, что стразы и бисер – неполноценный материал для «строительства» украшений.



Слово «строительство» здесь неслучайно. Евгения Бельская привыкла работать с «крупными формами»: она – архитектор по образованию. Но однажды направление и масштабы изменились: она переключилась на крошечные ягодки бусин, и теперь модная бижутерия – ее профессия.  

На прошедшей Belarus Fashion Week by Marko Евгения декорировала сумки Panaskin камнями, обтянутыми кожей, а совсем недавно Mademoiselle Yauheniya Belskaya получила аттестат об окончании первого уровня знаменитой couture школы вышивки Лесажа и поделилась впечатлениями с Fashion Collection.

- Я всегда трепетно относилась к вышивке, мне важно, чтобы сюжет был красив, важно чувствовать работу через руку. Свои предыдущие работы не могу назвать выполненными в традиционных техниках. Теперь я, конечно, уже знаю кое-какие приемы; они позволяют экономить время и материалы. Именно этому и учат в школе Лесажа.

Я боялась краха иллюзий о мире кутюра, но этого не произошло, все оказалось полным очарования, хотя мое представление несколько видоизменилось. Да, это крайне скромное небольшое помещение с белыми стенами и простой мебелью, но не интерьер важен. Человек, который умеет сделать что-то из ничего, для меня культ. Когда я видела, как быстро и идеально работают вышивальщицы, мне казалось, что выше ничего не может быть. Человек восхитителен, тем, что он может создать, я отдаю должное гению и мастерству: эти люди создают целые миры. И счастье, когда ты находишь контакт и понимаешь, что можешь быть интересен, счастье, когда тебя хвалят. Я думала, что я медлительная, а мне говорили: «Молодец, ты делаешь хорошую работу».  

В Париже мне ни разу не сказали, что мои работы слишком дорого стоят: там понимают ценность труда. Когда я спускалась на первый этаж хостела делать домашнее задание, ко мне постоянно подходили менеджеры и восхищались, одна из них даже спрашивала, кто я по гороскопу – ей было интересно, какой же нужно иметь характер, чтобы выдерживать такую кропотливую работу. Им даже в голову не приходило спросить, вышиваю ли я золотой нитью и не пришиваю ли ненароком стразы.



- Вы акцентируете это так, что хочется спросить: неужели в глазах людей ценность ручной работы уступает ценности материала изделия?

- Представьте два куска ситца: один – больничная наволочка с казенной печатью, из другого Кристиан Диор создал прототип платья. Материал один и тот же, ценность разная. На это постоянно нужно обращать внимание людей, которые никак не поймут, где эта граница. Ювелир – мастер, который совершенствуется в том, чтобы максимально раскрыть красоту камня, здесь существует диктат материала. Автор бижутерии создает и материализует образы, и, если он задался целью и сумел выразить в бижутерии идею Дворца дожей, то неважно, из чего это сделано. Ты не подчиняешься камню. Ты подчиняешь материал своей идее, играешь с цветом, фактурой, формой.



- Украшения всегда имели определенный смысл и символизм. Вы опираетесь в создании украшений на символы?

- Все символы давно придуманы, а так как мне нравится играть со средневековой, ренессансной, барочной культурами, то использую в работе символы тех эпох. И если знаешь контекст, то можешь использовать их осознанно, либо, напротив, осознанно не использовать – это своеобразная очистка смыслового поля. Я люблю сложное, многослойное. Мне нравится не понимать и пребывать в состоянии восхищения. Но, несмотря на мою любовь к сложности, иногда хочется упростить, дойти до сути. Дает знать о себе архитектурное образование: оно учит видеть структуру, скелет. Бижутерия – моя архитектура, а женщина – ее контекст.



- Ваши украшения имеют потенциал фамильных ценностей, того, что можно передать дочери или внучке…  


- Это даже не комплимент, а высшая степень признания. Я понимаю, что это высокая амбиция, но мне очень хочется быть частью культуры. У нас есть слуцкие пояса и замки. И мне тоже хочется оставить что-то свое, хочется, чтобы страна и люди были красивыми...

Опубликовано в журнале Fashion Collection Belarus, декабрь 2013/январь 2014

No comments:

Post a Comment