В тот момент, когда серьги ее работы примерила Алена Долецкая, скептицизм
поумерили даже те, кто считает, что стразы и бисер – неполноценный материал для
«строительства» украшений.
Слово «строительство» здесь
неслучайно. Евгения Бельская привыкла работать с «крупными формами»: она –
архитектор по образованию. Но однажды направление и масштабы изменились: она
переключилась на крошечные ягодки бусин, и теперь модная бижутерия – ее
профессия.
На прошедшей Belarus Fashion Week by Marko Евгения
декорировала сумки Panaskin
камнями, обтянутыми кожей, а совсем недавно Mademoiselle Yauheniya Belskaya получила
аттестат об окончании первого уровня знаменитой couture школы
вышивки Лесажа и поделилась впечатлениями с Fashion Collection.
- Я всегда трепетно относилась к
вышивке, мне важно, чтобы сюжет был красив, важно чувствовать работу через
руку. Свои предыдущие работы не могу назвать выполненными в традиционных
техниках. Теперь я, конечно, уже знаю кое-какие приемы; они позволяют экономить
время и материалы. Именно этому и учат в школе Лесажа.
Я боялась краха иллюзий о мире
кутюра, но этого не произошло, все оказалось полным очарования, хотя мое
представление несколько видоизменилось. Да, это крайне скромное небольшое
помещение с белыми стенами и простой мебелью, но не интерьер важен. Человек,
который умеет сделать что-то из ничего, для меня культ. Когда я видела, как быстро
и идеально работают вышивальщицы, мне казалось, что выше ничего не может быть. Человек
восхитителен, тем, что он может создать, я отдаю должное гению и мастерству: эти
люди создают целые миры. И счастье, когда ты находишь контакт и понимаешь, что
можешь быть интересен, счастье, когда тебя хвалят. Я думала, что я
медлительная, а мне говорили: «Молодец, ты делаешь хорошую работу».
В Париже мне ни разу не сказали,
что мои работы слишком дорого стоят: там понимают ценность труда. Когда я спускалась
на первый этаж хостела делать домашнее задание, ко мне постоянно подходили
менеджеры и восхищались, одна из них даже спрашивала, кто я по гороскопу – ей
было интересно, какой же нужно иметь характер, чтобы выдерживать такую
кропотливую работу. Им даже в голову не приходило спросить, вышиваю ли я золотой
нитью и не пришиваю ли ненароком стразы.
- Вы акцентируете это так, что хочется спросить: неужели в глазах людей
ценность ручной работы уступает ценности материала изделия?
- Представьте два куска ситца:
один – больничная наволочка с казенной печатью, из другого Кристиан Диор создал
прототип платья. Материал один и тот же, ценность разная. На это постоянно
нужно обращать внимание людей, которые никак не поймут, где эта граница. Ювелир
– мастер, который совершенствуется в том, чтобы максимально раскрыть красоту
камня, здесь существует диктат материала. Автор бижутерии создает и
материализует образы, и, если он задался целью и сумел выразить в бижутерии
идею Дворца дожей, то неважно, из чего это сделано. Ты не подчиняешься камню. Ты
подчиняешь материал своей идее, играешь с цветом, фактурой, формой.
- Украшения всегда имели определенный смысл и символизм. Вы опираетесь
в создании украшений на символы?
- Все символы давно придуманы, а
так как мне нравится играть со средневековой, ренессансной, барочной культурами,
то использую в работе символы тех эпох. И если знаешь контекст, то можешь
использовать их осознанно, либо, напротив, осознанно не использовать – это своеобразная
очистка смыслового поля. Я люблю сложное, многослойное. Мне нравится не
понимать и пребывать в состоянии восхищения. Но, несмотря на мою любовь к
сложности, иногда хочется упростить, дойти до сути. Дает знать о себе архитектурное
образование: оно учит видеть структуру, скелет. Бижутерия – моя архитектура, а
женщина – ее контекст.
- Ваши украшения имеют потенциал фамильных ценностей, того, что можно
передать дочери или внучке…
- Это даже не комплимент, а
высшая степень признания. Я понимаю, что это высокая амбиция, но мне очень
хочется быть частью культуры. У нас есть слуцкие пояса и замки. И мне тоже
хочется оставить что-то свое, хочется, чтобы страна и люди были красивыми...
Опубликовано в журнале Fashion Collection Belarus, декабрь 2013/январь 2014
No comments:
Post a Comment