WARNING: вкусовщина и субъективизм!
Не нужно быть семи пядей во лбу,
чтобы представить себе примерный срез мнений по поводу дебютного показа Гальяно
для Maison Martin Margiela:
адепты стерильной антиутопии MMM
недовольны anyway,
считая, что это назначение размывает все магистральные смыслы любимого бренда;
поклонники искристого Гальяно рады самому факту возвращения, и большинство из
них не будет анализировать суть коллекции, считая более важным тот факт, что
после откровенно неуклюжих попыток вернуться в строй через работу с Оскаром де
ла Рента или, простигосподи, заигрыванием с российским «Л’этуаль» наш несносный
друг все же выходит на поклон – как в старые добрые времена.
Если говорить о старых добрых
временах – что они для этих двух равнозначных, но разномодальных величин?
В прошлых коллекциях MMM помимо деконструкции и
какого-то надмирного равнодушия к общепризнанным канонам красоты можно не
напрягаясь найти неряшливую будуарность – точно такое же презрение к
аккуратному глянцевому образу всегда демонстрировал Гальяно. Как только ему
надоедало играть в историю или этнографию, он тут же запускал программу
«гардероб разнузданной шлюшки», и в его исполнении это казалось веселым. Сложно
сказать, в чем магия его фирменной вульгарности и карнавальности – многие на
пути к схожей цели проваливались под ломкий лед стилистических условностей и
конвенционального «хорошего вкуса». Гальяно всегда существовал вне этого поля,
и как ему это удавалось – одному богу известно. Оба – и закрытый от внешнего
мира, как масонская ложа, бренд, и дизайнер на зарплате, звездные годы которого
пришлись на Dior – увлеченно
играли в демонтаж этой усредненности. Разница была лишь в подходах: для того,
чтобы разрушать канон, MMM использовал отбойный молоток с минимальным набором программ,
а Гальяно приглашал армию ряженых орков и фей на бульдозерах, устраивая из
варварского акта разрушения волшебный карнавал. Именно на различие системных
подходов особенно напирали те, кто скептически отнесся к назначению: они забывали
о сходстве амбиции, о цели, которую я условно называю демонтажем.
Что делает Гальяно в рамках своего
дебюта? Да ничего того, что не делал раньше. Да, он с удовольствием использует
любимый прием MMM – маски. Маски – суть анонимность и в тайной ложе MMM они
сакрально таинственны; в карнавальном мире Гальяно они не только скрывают (или
стирают) личность – скалятся, устрашают, отгоняют злых духов, в общем, дают дополнительную
функцию/эмоцию, которой раньше у MMM не было. Причем дизайнер никак не
отменяет фундаментальную деконструкцию приглашающей стороны – здесь ее хватает
и в резаной ткани, и в нарочито неряшливых стежках, и в ошметках, из которых
собрано парадно-выгребное платье. Кого-то оскорбил тигровый и леопардовый принты (которых, к
слову, было не так уж много)? Ну извините, Гальяно затем и позвали в управдомы
– надстраивать (или встраивать) новые смыслы, причем свои, гальяновские.
Да и потом, не всегда ландшафт
Марджелы – ледяная пустыня. Желтый полушубок с рамкой-багетом на горловине,
гипертрофированные плечи или воротники, или бесполезная вуаль-кокон в пол –
шутовские приемы, которые запросто можно было бы приписать тому же Гальяно. Мне
кажется, самая большая проблема этого нового союза именно в ожиданиях публики и
лжесмыслах, конструируемых массовым сознанием. Дело не в различиях
эстетического базиса этих двух величин: разве ж Филипп Гласс не может кавернуть
Sex Pistols? Без сомнения, и в
это стоило бы вслушаться.
В картах Таро путь по старшим Арканам
всегда начинается с Шута и носит нулевой номер. А теперь подберите синонимы к
словам «Шут» и «ноль» из двух имен, о которых мы говорим последние дни – вполне
прозрачная аналогия. Да, Гальяно, без сомнений, принарядил эстетику Maison Martin Margiela и дал ей свой
помоечный лоск, но это тот случай, когда 1+1=3, и это хотя бы не скучно.
P.S.: Что до размытия философии бренда (полная закрытость против
публичности, доходящей до выворачивания наизнанку, и вычеркивание имени Martin из названия бренда),
это другая история, про маркетинг. Пусть трахают свои стратегии как хотят, хотя я
против того, чтобы из названий вычеркивали имена героев – так у нас вовсе
исторической модной памяти не останется.
No comments:
Post a Comment