Wednesday, May 6, 2015

На_показ: дебют Гальяно для Maison Martin Margiela

WARNING: вкусовщина и субъективизм!
Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы представить себе примерный срез мнений по поводу дебютного показа Гальяно для Maison Martin Margiela: адепты стерильной антиутопии MMM недовольны anyway, считая, что это назначение размывает все магистральные смыслы любимого бренда; поклонники искристого Гальяно рады самому факту возвращения, и большинство из них не будет анализировать суть коллекции, считая более важным тот факт, что после откровенно неуклюжих попыток вернуться в строй через работу с Оскаром де ла Рента или, простигосподи, заигрыванием с российским «Л’этуаль» наш несносный друг все же выходит на поклон – как в старые добрые времена.



Если говорить о старых добрых временах – что они для этих двух равнозначных, но разномодальных величин?

В прошлых коллекциях MMM помимо деконструкции и какого-то надмирного равнодушия к общепризнанным канонам красоты можно не напрягаясь найти неряшливую будуарность – точно такое же презрение к аккуратному глянцевому образу всегда демонстрировал Гальяно. Как только ему надоедало играть в историю или этнографию, он тут же запускал программу «гардероб разнузданной шлюшки», и в его исполнении это казалось веселым. Сложно сказать, в чем магия его фирменной вульгарности и карнавальности – многие на пути к схожей цели проваливались под ломкий лед стилистических условностей и конвенционального «хорошего вкуса». Гальяно всегда существовал вне этого поля, и как ему это удавалось – одному богу известно. Оба – и закрытый от внешнего мира, как масонская ложа, бренд, и дизайнер на зарплате, звездные годы которого пришлись на Dior – увлеченно играли в демонтаж этой усредненности. Разница была лишь в подходах: для того, чтобы разрушать канон, MMM использовал отбойный молоток с минимальным набором программ, а Гальяно приглашал армию ряженых орков и фей на бульдозерах, устраивая из варварского акта разрушения волшебный карнавал. Именно на различие системных подходов особенно напирали те, кто скептически отнесся к назначению: они забывали о сходстве амбиции, о цели, которую я условно называю демонтажем.

Что делает Гальяно в рамках своего дебюта? Да ничего того, что не делал раньше. Да, он с удовольствием использует любимый прием MMM – маски. Маски – суть анонимность и в тайной ложе MMM они сакрально таинственны; в карнавальном мире Гальяно они не только скрывают (или стирают) личность – скалятся, устрашают, отгоняют злых духов, в общем, дают дополнительную функцию/эмоцию, которой раньше у MMM не было. Причем дизайнер никак не отменяет фундаментальную деконструкцию приглашающей стороны – здесь ее хватает и в резаной ткани, и в нарочито неряшливых стежках, и в ошметках, из которых собрано парадно-выгребное платье. Кого-то оскорбил тигровый и леопардовый принты (которых, к слову, было не так уж много)? Ну извините, Гальяно затем и позвали в управдомы – надстраивать (или встраивать) новые смыслы, причем свои, гальяновские.



Да и потом, не всегда ландшафт Марджелы – ледяная пустыня. Желтый полушубок с рамкой-багетом на горловине, гипертрофированные плечи или воротники, или бесполезная вуаль-кокон в пол – шутовские приемы, которые запросто можно было бы приписать тому же Гальяно. Мне кажется, самая большая проблема этого нового союза именно в ожиданиях публики и лжесмыслах, конструируемых массовым сознанием. Дело не в различиях эстетического базиса этих двух величин: разве ж Филипп Гласс не может кавернуть Sex Pistols? Без сомнения, и в это стоило бы вслушаться.

В картах Таро путь по старшим Арканам всегда начинается с Шута и носит нулевой номер. А теперь подберите синонимы к словам «Шут» и «ноль» из двух имен, о которых мы говорим последние дни – вполне прозрачная аналогия. Да, Гальяно, без сомнений, принарядил эстетику Maison Martin Margiela и дал ей свой помоечный лоск, но это тот случай, когда 1+1=3, и это хотя бы не скучно.


P.S.: Что до размытия философии бренда (полная закрытость против публичности, доходящей до выворачивания наизнанку, и вычеркивание имени Martin из названия бренда), это другая история, про маркетинг. Пусть трахают свои стратегии как хотят, хотя я против того, чтобы из названий вычеркивали имена героев – так у нас вовсе исторической модной памяти не останется.

No comments:

Post a Comment