Проект Onuka — музыкальный мост между прошлым и
будущим. 31 марта в Prime Hall состоится большой сольный концерт электро-фолк-формации: накануне этого
события солистка и идейный лидер проекта Ната Жижченко беседует с where Minsk.
— Сегодня глобализируется все, в том числе и звук. Музыканты стремятся
привести его к какому-то усредненному звучанию, вы же, напротив, обращаетесь к
специфическому музыкальному жанру, приправленному этникой, — и имеете успех.
Почему так?
— Есть одна теория,
смысл ее заключается в том, чтобы "продавливать пространство". Без
этого идеи не живут, пространство вокруг человека сужается, и он прекращает
генерировать идеи, становится полностью конформным. Возможно, подсознательно со
мной произошло именно это "продавливание". Казалось бы, кто будет
танцевать под сопилку? Оказывается, будут, и еще как!
- С раннего детства я играла на сопилке,
выступала как солистка с разнообразными оркестрами. С наступлением
подросткового возраста я быстро забросила народную музыку, решив, что достойна
внимания только электроника. Потом много лет была вокалисткой первой украинской
электронной группы Tomato Jaws, а также российской группы Kooqla, выступала в
качестве DJ под псевдонимом Nata Tomata. Но весной 2013-го Tomato Jaws
прекратила свое существование, и я оказалась в свободном плавании. К этому
моменту у меня в голове уже давно засела идея совместить мой опыт в народной
музыке и электронике. Я хотела донести до людей звуки тех инструментов, которые
являются частью нашей культуры, но которые забыты и недооценены. Украинские
инструменты принято ассоциировать только с гуцульскими свадьбами, когда все
напиваются и танцуют "гоп-ца-ца". Это вульгарное зрелище. Я бы
хотела, чтобы люди во всем мире узнали, насколько богаты наши корни, сколько
энергии там скрыто. Мы восхищаемся индийской или китайской историей и
традициями, а наше прошлое остается забытым. Поэтому нужно показать наше
богатое культурное наследие, возродить к нему интерес, развенчать все
негативные мифы.
—
Какими эпитетами вам бы хотелось, чтобы слушатели характеризовали вашу музыку?
Эпитет "интеллектуальная" подходит, на ваш взгляд?
— Меня немного
раздражает эпитет "модная", так как в нем присутствует временная
привязка. Модным проект может быть только какое-то время, и, естественно, мне
бы хотелось просуществовать дольше, чем длится мода. Кроме того, в этом понятии
есть провинциальный оттенок (это мое личное мнение).
"Интеллектуальная" — это красиво, но такой эпитет, на мой взгляд, еще
нужно заслужить.
—
Ваша главная мотивация делать музыку? Вряд ли
это деньги?
— Даже если бы это были
деньги, я все равно об этом не сказала
бы. Главная мотивация — острая потребность в самореализации, более того,
невозможность существования без нее. Для меня самореализация пока возможна только
в музыке, поэтому я уделяю ей все свое время.
—
Какие географические точки обладают для вас особенной силой притяжения? О каком
городе вы спели "Це моє місто"?
— Это разные места.
Особой силой притяжения обладают Припять и Токио. А песня Misto спета о Киеве.
Это мой родной, любимый, настоящий и уютный друг.
— Поскольку в Беларуси о фундаменте проекта знают мало, нельзя не спросить, какое место в вашей музыке занимает история вашей семьи?
— Ответ очевиден даже
из названия проекта. История моей семьи — отправная точка и ось, вокруг которой
вращается Onuka ("внучка" с украинского). Дедушка — центральная фигура
в моей жизни. Это человек-оркестр, неординарная личность, душа компании, очень
начитанный, с феноменальной памятью. Прошел войну, голод, плен и концлагерь.
"Лучший мастер среди музыкантов, лучший музыкант среди мастеров" —
так о нем говорили. С утра до вечера музыка наполняла наш дом: сопилка, гитара,
окарина, кувицы. Мой дедушка был таким титаном, оставил после себя такой след,
что не ценить и не понимать это просто невозможно. У меня с детства была с ним
невероятная связь, и она до сих пор существует, несмотря ни на что. Чем старше
я становлюсь, тем больше ценю это.
—
Помимо главной — музыкальной — составляющей проект Onuka характеризуется ярким
визуалом: и концертными образами, и видеорядом. Кого за это благодарить?
— Есть прекрасный
человек Леся Патока, которая стоит во главе Patoka Studio. Дизайнер — слишком
узкое для нее определение. Это ходячий фонтан идей. Но, что более важно, она
знает, как каждую из них воплотить в жизнь. Во многом Onuka возникла именно
благодаря Лесе, поэтому я часто называю ее крестной проекта. Стильность
визуальных образов, в первую очередь, ее заслуга.
А видеоряд для концертов
создает мой хороший друг Кирилл Виноградов. Он уже много лет сотрудничает с
группой «Бумбокс». Это тот случай, когда человеку не пришлось присылать ни
единого референса, не нужно было ничего объяснять и показывать. Свой виджеинг я
впервые увидела на первом сольнике в Киеве, так как сроки не позволяли посмотреть,
что получилось раньше. Увидела и была поражена, насколько все в точку.
— В Википедии написано, что дебютный альбом группы под названием Onuka вышел в 2014 году и занял первое место в интернет-магазине iTunes, опередив группу "Океан Ельзи". Было ли это сюрпризом для вас? Для вас имеют значение такие вещи: обогнать в чем-то музыкантов первого эшелона, любимцев всей Украины (и не только)?
— Я измеряю свои достижения другими категориями. Конечно, в тот момент услышать эту новость было приятно, но особой радости по этому поводу я не испытывала.
—
Какими музыкантами, на ваш взгляд, стоит гордиться Украине?
— "Бумбокс", "Океан
Ельзи", Иван Дорн, Джамала, Alloise, Sophie Villy, The Erised, The
Maneken, The Hardkiss, Сюзанна Абдулла, Morphom, Cepasa.
—
Напоследок небольшая игра. Какого цвета музыка Onuka?
— Серого.
—
Какой у нее аромат?
— Новой книги.
—
Какая текстура?
— Дерева.
P.S.: На сегодняшнем концерте Onuka сыграют (раньше, чем в родном Киеве!) композиции из нового мини-альбома VIDLIK (релиз состоялся 8 февраля). Дальше я списываю из пресс-релиза: "Новая пластинка посвящена Чернобыльской катастрофе и ее последствиям для Украины и стран СНГ. Помимо ставших традиционными для Onuka бандуры, сопилки, трембиты, тромбона, валторны, в новых треках будут задействованы такие народные инструменты, как цимбалы, лира и бугай. Также в аранжировках впервые задействован один из самых сложных электромузыкальных инструментов – терменвокс. К слову, композиции из VIDLIC войдут в документальный фильм украинского телеканала "1+1", посвященный тридцатилетию трагедии на ЧАЭС, а песня "1986" станет основным саундтреком".
Опубликовано в журнале where Minsk (ноябрь 2015)
No comments:
Post a Comment