Thursday, March 31, 2016

Onuka: семейная сага

Проект Onuka — музыкальный мост между прошлым и будущим. 31 марта в Prime Hall состоится большой сольный концерт электро-фолк-формации: накануне этого события солистка и идейный лидер проекта Ната Жижченко беседует с where Minsk.

Сегодня глобализируется все, в том числе и звук. Музыканты стремятся привести его к какому-то усредненному звучанию, вы же, напротив, обращаетесь к специфическому музыкальному жанру, приправленному этникой, — и имеете успех. Почему так?

— Есть одна теория, смысл ее заключается в том, чтобы "продавливать пространство". Без этого идеи не живут, пространство вокруг человека сужается, и он прекращает генерировать идеи, становится полностью конформным. Возможно, подсознательно со мной произошло именно это "продавливание". Казалось бы, кто будет танцевать под сопилку? Оказывается, будут, и еще как!


Смешивая современное электронное звучание и народные инструменты, вы держите этот деликатный баланс, не уходя ни в фолк, ни в клубную музыку, ни в элитарный малопонятный микс. Как вообще возникла эта идея симбиоза, ведь электронная музыка, в отличие от рок- или метал-музыки, не любит обращаться к этнике?

 - С раннего детства я играла на сопилке, выступала как солистка с разнообразными оркестрами. С наступлением подросткового возраста я быстро забросила народную музыку, решив, что достойна внимания только электроника. Потом много лет была вокалисткой первой украинской электронной группы Tomato Jaws, а также российской группы Kooqla, выступала в качестве DJ под псевдонимом Nata Tomata. Но весной 2013-го Tomato Jaws прекратила свое существование, и я оказалась в свободном плавании. К этому моменту у меня в голове уже давно засела идея совместить мой опыт в народной музыке и электронике. Я хотела донести до людей звуки тех инструментов, которые являются частью нашей культуры, но которые забыты и недооценены. Украинские инструменты принято ассоциировать только с гуцульскими свадьбами, когда все напиваются и танцуют "гоп-ца-ца". Это вульгарное зрелище. Я бы хотела, чтобы люди во всем мире узнали, насколько богаты наши корни, сколько энергии там скрыто. Мы восхищаемся индийской или китайской историей и традициями, а наше прошлое остается забытым. Поэтому нужно показать наше богатое культурное наследие, возродить к нему интерес, развенчать все негативные мифы.

— Какими эпитетами вам бы хотелось, чтобы слушатели характеризовали вашу музыку? Эпитет "интеллектуальная" подходит, на ваш взгляд?

— Меня немного раздражает эпитет "модная", так как в нем присутствует временная привязка. Модным проект может быть только какое-то время, и, естественно, мне бы хотелось просуществовать дольше, чем длится мода. Кроме того, в этом понятии есть провинциальный оттенок (это мое личное мнение). "Интеллектуальная" — это красиво, но такой эпитет, на мой взгляд, еще нужно заслужить.


— Ваша главная мотивация делать музыку? Вряд ли это деньги?

— Даже если бы это были деньги, я все равно об этом  не сказала бы. Главная мотивация — острая потребность в самореализации, более того, невозможность существования без нее. Для меня самореализация пока возможна только в музыке, поэтому я уделяю ей все свое время.

— Какие географические точки обладают для вас особенной силой притяжения? О каком городе вы спели "Це моє місто"?

— Это разные места. Особой силой притяжения обладают Припять и Токио. А песня Misto спета о Киеве. Это мой родной, любимый, настоящий и уютный друг.

— Поскольку в Беларуси о фундаменте проекта знают мало, нельзя не спросить, какое место в вашей музыке занимает история вашей семьи?

— Ответ очевиден даже из названия проекта. История моей семьи — отправная точка и ось, вокруг которой вращается Onuka ("внучка" с украинского). Дедушка — центральная фигура в моей жизни. Это человек-оркестр, неординарная личность, душа компании, очень начитанный, с феноменальной памятью. Прошел войну, голод, плен и концлагерь. "Лучший мастер среди музыкантов, лучший музыкант среди мастеров" — так о нем говорили. С утра до вечера музыка наполняла наш дом: сопилка, гитара, окарина, кувицы. Мой дедушка был таким титаном, оставил после себя такой след, что не ценить и не понимать это просто невозможно. У меня с детства была с ним невероятная связь, и она до сих пор существует, несмотря ни на что. Чем старше я становлюсь, тем больше ценю это.

— Помимо главной — музыкальной — составляющей проект Onuka характеризуется ярким визуалом: и концертными образами, и видеорядом. Кого за это благодарить?

— Есть прекрасный человек Леся Патока, которая стоит во главе Patoka Studio. Дизайнер — слишком узкое для нее определение. Это ходячий фонтан идей. Но, что более важно, она знает, как каждую из них воплотить в жизнь. Во многом Onuka возникла именно благодаря Лесе, поэтому я часто называю ее крестной проекта. Стильность визуальных образов, в первую очередь, ее заслуга.

А видеоряд для концертов создает мой хороший друг Кирилл Виноградов. Он уже много лет сотрудничает с группой «Бумбокс». Это тот случай, когда человеку не пришлось присылать ни единого референса, не нужно было ничего объяснять и показывать. Свой виджеинг я впервые увидела на первом сольнике в Киеве, так как сроки не позволяли посмотреть, что получилось раньше. Увидела и была поражена, насколько все в точку.


— В Википедии написано, что дебютный альбом группы под названием Onuka вышел в 2014 году и занял первое место в интернет-магазине iTunes, опередив группу "Океан Ельзи". Было ли это сюрпризом для вас? Для вас имеют значение такие вещи: обогнать в чем-то музыкантов первого эшелона, любимцев всей Украины (и не только)?

— Я измеряю свои достижения другими категориями. Конечно, в тот момент услышать эту новость было приятно, но особой радости по этому поводу я не испытывала.

— Какими музыкантами, на ваш взгляд, стоит гордиться Украине?

— "Бумбокс", "Океан Ельзи", Иван Дорн, Джамала, Alloise, Sophie Villy, The Erised, The Maneken, The Hardkiss, Сюзанна Абдулла, Morphom, Cepasa.

— Напоследок небольшая игра. Какого цвета музыка Onuka?

— Серого.

— Какой у нее аромат?

— Новой книги.

— Какая текстура?


— Дерева.

P.S.: На сегодняшнем концерте Onuka сыграют (раньше, чем в родном Киеве!) композиции из нового мини-альбома VIDLIK (релиз состоялся 8 февраля). Дальше я списываю из пресс-релиза: "Новая пластинка посвящена Чернобыльской катастрофе и ее последствиям для Украины и стран СНГ. Помимо ставших традиционными для Onuka бандуры, сопилки, трембиты, тромбона, валторны, в новых треках будут задействованы такие народные инструменты, как цимбалы, лира и бугай. Также в аранжировках впервые  задействован один из самых сложных электромузыкальных инструментов – терменвокс. К слову, композиции из VIDLIC войдут в документальный фильм украинского телеканала "1+1", посвященный тридцатилетию трагедии на ЧАЭС, а песня "1986" станет основным саундтреком"


Опубликовано в журнале where Minsk (ноябрь 2015)

No comments:

Post a Comment