Первый полет человека в космос
состоялся 12 апреля 1961 года — советский космонавт Юрий Гагарин открыл новую
эпоху в освоении таинственного внеземного пространства и заодно подарил модным
дизайнерам немало вдохновения. Мода и космос — где пересекаются их орбиты? От
1960-х до нашего времени — поехали!
Именно тогда, в 1960-х, началось
то модное десятилетие, юное и свежее: человечество заглянуло за горизонт и вновь
поверило в себя. Импульс первооткрывателей, космических колумбов, перед
которыми сияет новый берег и неизведанный фронтир, — так чувствовали себя те,
кто формировал культурное поле того времени. В дизайне одежды это отразилось в
принципиально новых силуэтах и их подаче: энергично перечеркнув идеальные и
сладкие 1950-е, дизайнеры вооружились резкими линиями, неправильными
пропорциями, странными силуэтами и необычными материалами, фантазируя о
покорителях космоса и обитателях далеких планет. Будущее, о котором мечтали, наконец,
наступило. Футуризм! — зазвучало в коллекциях Андре Куррежа, Пако Рабана и
Пьера Кардена.
Строго говоря, футуризм как
авангардистское направление европейского искусства прогремел гораздо раньше — в
1909 году, когда Филиппо Томазо Маринетти опубликовал "Обоснование и
манифест футуризма", где, помимо прочего, был и такой тезис: "Мы
хотим воспеть человека у руля машины, который метает копье своего духа над
Землей, по ее орбите". Трактовка будущего у Маринетти предполагала нечто
совершенно иное — триумф грубой силы; но, несмотря на сомнительные коннотации и
подпорченную заигрыванием с фашистами
репутацию футуристов, в 1960-х этот термин пришелся как нельзя более кстати по
следующим критериям: культ будущего, необычные формы и все новое. Так он и
проник в моду, олицетворяя фантазии о грядущей эре — которые, конечно, были
тесно связаны с космосом и свободой. Здесь хочется вспомнить еще одну цитату из
"Манифеста": "Мы утверждаем, что великолепие мира обогатилось новой
красотой — красотой скорости. Гоночная машина, капот которой, как огнедышащие
змеи, украшают большие трубы; ревущая машина, мотор которой работает как на
крупной картечи, — она прекраснее, чем статуя Ники Самофракийской". Эта
жажда скорости, стремящейся к скорости космического корабля, — не она ли
диктовала дизайнерам 1960-х считать лучшей одеждой для женщин короткие, не
стесняющие движений А-силуэты, брюки и обувь на плоском ходу?
В историю моды вошла троица
футуристической haute couture
— Рабан, Курреж и Карден. Они играли в будущее самозабвенно, не всегда обращая
внимания на такие понятия, как утилитарность. К чему следовать земной
утилитарности там, где нет гравитации, где принципиально иные физические законы
и где, быть может, бумага — самый подходящий материал для конструирования
одежды, а пропорции видоизменяются не подстраиваясь под наши устаревшие каноны
прекрасного? В 1964 Андре Курреж прогремел с коллекцией Space Age: это была эстетика простых и чистых линий, базовых
цветов и геометрии. А еще — винила, блестящих поверхностей и шляпок-шлемов,
инспирацией для которых стали скафандры. В 1966 году его коллега Пако Рабан
представил изумленной публике престранную коллекцию с честным названием "12
экспериментальных и неносибельных платьев". Это был парад одежды из
неконвенциональных материалов, которые могли ассоциироваться только с жизнью в
условиях космоса: алюминий и пластик. В отличие от вполне пригодной для жизни
одежды Куррежа, для Рабана это был чисто умозрительный подход к моде как к
перфомансу, который призван обсудить, как нам в перспективе обустроить космос. Карден
тоже интересовался свежей темой, в особенности его вдохновляли новые материалы,
которые ассоциировались с космическими путешествиями: нейлон, винил, ткани с
металлизированным блеском. В его коллекции 1967 года были шлемовидные головные
уборы с пластиковыми визорами — еще одна фантазия на тему скафандров.
Иконический образ, в
котором тесно переплелись межгалактическая одиссея, поп-культура и мода — Зигги
Стардаст, персонаж-мистификация Дэвида Боуи. У Зигги, андрогинного звездного мальчика, было много образов: что-то придумывал для него Фредди Буретти, что-то Кансаи Ямамото. Последний создал знаменитый комбинезон
асимметричного кроя, который облегал Боуи как вторая кожа — или неуставной
костюм шального космонавта. И этот костюм мы гораздо позже видели у Жана-Поля Готье
(сезон весна-лето 2013), что было не просто декоративным подиумным оммажем, но утверждением: космическое путешествие продолжается.
Но космическая тематика — не
только для сцены и подиума. Несколько лет назад в массовую моду проникли
свитшоты, платья, кеды, чехлы для телефонов — да все что угодно — с принтами
галактик и созвездий; помешательство было повальным. Космос захватил всех, вдруг
перестав быть удивительной мыслеформой и предметом безграничной дизайнерской
мысли: в Сети теперь так много фотографий хорошего разрешения от НАСА — бери да
принтуй, получая "низкий жанр". Можно подумать, сегодня мода
испытывает дефицит мысли, но, на самом деле, все эти неразработанные идеи лежат в плоскости технологий, и их неисчислимое множество. Мы ждем фантастических
тканей с новыми свойствами, которые будут не только утилитарными в условиях
миссии "Марс", но и вдохновят дизайнеров на новые визуальные решения.
Этот симбиоз возможен: Татьяна Парфенова, знаковый российский дизайнер с
большим художественным бэкграундом, в 2006 году сконструировала пиджак для игры
в гольф в космосе. При создании она высчитывала каждый грамм, облегчая такую
специфическую одежду — и пиджак действительно попал в космос, на МКС. Годом
позже она "скрестила" русский фетиш покорения космоса с русской
народной эстетикой в коллекции "Цефея" — получился романтический,
устремленный в небеса образ.
Эта любопытная трансформация
активного космического образа в образ Аэлиты поддерживается и сегодня, хоть
металлизированный блеск и крупные активные детали не исчезают с подиумов (их мы
видим у Loewe, Louis Vuitton и
Lacoste). Но нежная
инопланетность интереснее: так, белорусская школа модной космонавтики в этом
сезоне представлена коллекцией Лены Цокаленко. Ее космические амазонки в
серебристых топах и полупрозрачных, словно вытканных из лунного света парках
осваивают марсианские ландшафты. В прочтении Цокаленко космос — не история
покорения, не звездные войны. Космос — наш общий дом, который охраняет
безмятежная инопланетная нимфа, нежное небесное создание в лаконичном летящем
платье. "Мы пришли к вам с миром", — шелестит она.
Опубликовано в журнале where Minsk (апрель 2016)
No comments:
Post a Comment