Thursday, March 3, 2016

Упорядоченный хаос Aganovich


…На сайте ранее британского, а теперь – парижского бренда Aganovich есть раздел Lexicon, где в окне браузера плавают разные удивительные слова и словосочетания, обыкновенно к моде отношения не имеющие: Labyrinth, Arte Povera, Horor Vacui, Mayakovsky, Cut-Ups, Anarchism – в общем, все, что можно притянуть за уши к философии бренда, этакий краткий конспект актуального культурного дискурса. Это не выглядит неуместным, и Aganovich – тот редкий случай, когда понятие «философия бренда» не кажется выморочным и надуманным. Здесь эта философия вполне живая, и причинно-следственная связь дизайнерской истории начинается, наверное, именно с абстрактной, эфемерной эстетической концепции, с картины мира, которая потом приобретает формы и расчерчивается выкройками. 

  


 

Сербка Нана Аганович закончила Central Saint Martin’s School of Art and Design. Бренд начинался в 2006 году: партнером (и мужем) стал писатель и эссеист Брук Тейлор (здесь можно даже улыбнуться: они познакомились 14 февраля). Естественным образом оформилась эта нарративная концепция бренда, о которой мы сказали выше: дуэт визуального и текстового. Все сошлось, когда Нана посоветовала Бруку книгу итальянского футуриста Маринетти: одно из эссе называлось «Давай убьем лунный свет» - так же назвали и первую коллекцию, созданную в тандеме. Именно тогда стало понятно, как правильно выстроить гармоничный диалог над модой и над текстом, как заставить оба компонента играть на равных, в команде – так удивительно тонко работает fashion-storytelling, который идет из сердца дизайнера, а не от стратегий маркетологов. Общий
дебют был выстроен вокруг образа femme fatalle по имени Сиси Богданович, придуманной Тейлором: это было его мифологизированное представление о Нане, ее фиктивное альтер эго в фантастическом мире. 


 


 

Дуэт постулирует анархию через элегантность: не взаимоисключающие, но взаимодополняющие параграфы. Одежда этого бренда концептуальна, но еще не настолько, чтобы заставить забыть о моде, красоте женского тела и стиле. Здесь буквы не подавляют швы, а концепция не загоняет эскизы в глубокий андеграунд. При этом Брук Тейлор испытывает антипатию к характеристике «концептуальный»: оно, по его мнению, звучит претенциозно и узко.


 


 

Архитектурный крой, ахроматическая гамма и асимметрия – три кита, на которых держится эстетический код бренда; но при всей жесткости кроя, при всей сквозящей протестантской этике, из которой, кажется, вышел этот дизайн, здесь без труда считывается женственность. Здесь нет мешковатости и дистилированной асексуальности, присущей тому, что мы привыкли называть интеллектуальным дизайном, и в этом "упорядоченном хаосе" звучит нотка маньеризма. Однажды королева-мать авангардной моды Реи Кавакубо заглянула в шоу-рум Aganovich и резюмировала: «Вы на правильном пути». С Кавакубо солидарна знаковый архитектор Заха Хадид: с эстетикой этого модного бренда ее роднит любовь к деконструкции и искаженной в общепринятом смысле оптике. Еще одна поклонница – Диана Перне; но об этом можно не упоминать, это очевидная общность представлений о прекрасном. У этой женщины поразительное чутье на бриллианты, которые, к счастью, никогда не попадают в пошлый и липкий мэйнстрим. 


 


 

 


 

P.S.: Коллекция fall-winter 2016/2017 разыграна по тем же нотам; я могу быть чересчур предвзятой из-за любви к нуарному упорядочиванию мира, но слово "самоплагиат" здесь все еще не звучит. Amen.


Опубликовано в журнале Icon, июль 2015

No comments:

Post a Comment