Примерно в начале 19
века на Сэвил Роу — улице в центре Лондона — обосновались портные, а спустя
столетия название стало символом высокого портновского искусства, адресованного
мужчинам. Сегодня Сэвил Роу, "золотая портновская миля" — синоним
безупречных мужских костюмов сегмента bespoke.
В
Великобритании продукт с Сэвил Роу считается не просто одеждой — частью истории
и культурного наследия страны. Малопонятное слово bespoke не имеет однозначного прямого
перевода на русский язык, происходит от английского bespeak, что означает "просить чего-то" — проще говоря,
заказывать. Впервые в словарях было зафиксировано в 1583 году, но к 2016
архаизмом не стало — напротив, теперь имеет особый флер: bespoke suit, то есть костюм, сшитый на заказ, —
предмет вожделения, квинтэссенция качества и портновского искусства, а заодно,
благодаря высокой цене, — и статус-символ, сигнальный маячок особого вкуса к
жизни.
Говоря о
мужском костюме, следует учитывать три способа, какими этот костюм мужчина
может получить. Первый — купить готовый, ready-to-wear любого
бренда, от непритязательного локального легпрома до монстров уровня Brioni и Kiton. Второй
вариант — made to measure
(о нем поговорим позже). Третий, который нас интересует, и есть bespoke:
если говорить предельно кратко, он предполагает, что клиент приходит к
конкретному портному и заказывает костюм с нуля.
Дмитрий
Заболотный уже почти двадцать лет шьет bespoke-костюмы
и знает, как выглядит изнутри и пиджак, и вся непростая кухня высокого портновского
искусства. Да, в Минске тоже есть круг почитателей — как раз о них дизайнер
Стефано Пилати говорил, что они ценят качественные вещи из хороших тканей с
умными деталями. Эти три компонента — качество пошива, благородство ткани и
уместная нетривиальность акцентов — и есть те киты, на которых стоит bespoke-костюм.
Ассоциация
Savile Row Bespoke Association,
в которую входят определенные бренды и ателье, работающие в сегменте bespoke,
контролирует, чтобы то, что продается как bespoke,
соответствовало духу, качеству и всем признакам такого костюма. Так, требования
включают не менее 50 часов работы над костюмом, 30 снятых мерок, три
промежуточные примерки, ручную работу, уникальность, которую не дает фабричное
производство, и высокую квалификацию специалистов, занятых в процессе.
"Есть даже такое требование, как определенная ширина припусков. Смысл в
том, что костюм не только индивидуален, но и готов к тому, чтобы в процессе
носки подвергаться необходимым изменениям. Такой костюм предусматривает, что
человек может похудеть или поправиться, ткань может дать усадку, что невозможно
предсказать. Соответственно, в правильном костюме будут припуски, которые
позволят его грамотно расшить", — добавляет Заболотный. — "Петли на
рукавах обязательно должны быть рабочими, желательно, чтобы они были обметаны
вручную. В брюках шаговые швы тоже широкие, а это добавляет трудностей
портному: их нелегко спрятать, больше усилий требуется для того, чтобы посадить
одежду. Всего этого нет в готовой одежде".
Когда мы
говорим о мужском костюме, мы подразумеваем, как правило, две школы: английскую
и итальянскую. Различаются они и эстетически, и технологически, объясняет
Дмитрий: "Предположительно на это оказали влияние культура и менталитет:
итальянцы более темпераментные, англичане — более консервативные. Плюс ко
всему, погодные условия. Та же Италия делится на южную и северную, и северная
часть будет, скорее, ближе к английской школе по духу, выбору тканей и обработке.
Южная школа — неапольская — предполагает жаркий климат, поэтому — другие ткани,
тонкие, легкие и мягкие. Даже рукав у них делается иначе — особый неапольский
крой".
Bespoke-костюм
Дмитрий приравнивает к haute couture:
"По сути, это одно и тоже, только форматы разные. Если в случае с haute couture мы имеем дело с женской одеждой, сшитой и декорированной
вручную, в единственном экземпляре, с полетом мысли дизайнера, то bespoke — все то же самое, только
о мужском гардеробе. И если кто-то считает, что при пошиве мужского костюма речи
о дизайнерской мысли не идет, то это не так: просто в мужском костюме все
гораздо тоньше. Мы выбираем все: ткань, фасон, форму лацкана, воротник, высоту
верхней пуговицы, наличие карманов, ширину брюк — колоссальное количество
нюансов, которые складываются в картину. Из обычного мужчины можно сделать
красавца, а из красавца — обычного мужчину, все зависит от чутья, вкуса и
квалификации портного. Можно сделать из толстяка — атлета, из
ботана-программиста — качка".
Bespoke — удел небольших ателье.
Но большие бренды, которые отшивают свои коллекции внушительными тиражами, тоже
не обошли вниманием сегмент, играющий на желании индивидуальности: так, помимо
сезонных коллекций, бутики крупных игроков занимаются и индивидуальным пошивом
мужских костюмов (или гардероба в целом). Среди них — Corneliani, Tom Ford, Ermenegildo Zegna, Pal Zilieri (последние два представлены в Минске).
Такая услуга называется made to measure, и процесс выглядит так: в локальный
бутик бренда приезжает портной — представитель бренда, о записи к которому бутик
оповещает клиентов заранее. Он снимает индивидуальные мерки, выбирает вместе с
клиентом ткани и фурнитуру, оговаривает мельчайшие подробности (петли,
монограммы, пуговицы) — так формируется своеобразное техзадание, которое отправляется
на фабрику бренда, где все отшивается в строгом соответствии с исходными
данными. Согласно заверениям одного из брендов, их услуга предполагает до 70% ручного
труда и 180 операций над костюмом. Через несколько недель (обычно 5-6) костюм
возвращают по адресу для окончательной примерки.
У
брендов, предоставляющих подобную услугу, есть специальный каталог тканей,
разработанных специально под made to measure. Но ткани выпускают не только для
внутренних потребностей. Например, один из известных брендов производит ткани и
для индивидуальных портных, и, что любопытно, это два разных непересекающихся каталога.
Заболотный признается: "Я не могу заказать ткань из каталога, предназначенного
для их внутренней услуги. Я пробовал эксперимента ради, но, разумеется, не
получилось. И это честно: раз и бренд, и я обещаем клиентам эксклюзивный
костюм, ткани не должны повторяться". О тканях здесь — отдельный разговор: "Большинство мужчин просто не понимают
весь пласт культуры и производства, который скрывается за словосочетанием
"сшить костюм на заказ". А это тысячи образцов ткани, которые
производятся специально для портных! Мы
можем выбирать ткани от самых простых до тех, которые даже и не снились".
Ткани, которые закупают портные для непростых костюмов, имеют особый индекс — слово
super с добавлением
числительного, от 100 до 250 (цифра обозначает толщину волокна и говорит о
качестве сырья). Чем выше индекс, тем волокно тоньше, а ткань дороже и нежнее.
Используются только натуральные ткани — особо ценятся кашмирская шерсть и
викунья.
В мире
индустрия, обслуживающая маленькие сартории (мастерские) и индивидуальных
портных, имеет невероятные обороты, что неудивительно, если за метр ткани можно
выложить пять тысяч долларов. Эта культура в Европе и США сформировалась давно,
в Беларуси она развивается медленно и неочевидно. Хотя Заболотный — не
единственный портной в этой нише, что говорит о том, что спрос есть. На руку
играет наш относительно незанятый рынок: здесь представлено не так много
брендов, и потому костюмы повторяются. Есть не только те, кто может себе
позволить дорогой костюм, на который убивается драгоценное время (снятие мерок
— раз, несколько визитов для примерок — два), но и те, кто могут себе это позволить
и понимают достоинства подобного гардеробного высказывания в единственном
экземпляре.
Опубликовано в журнале where Minsk, февраль 2016
No comments:
Post a Comment