Sunday, July 12, 2015

С белорусским акцентом

Этот материал не давал нам покоя уже год, но здравый смысл утверждал: сказанное невовремя не будет иметь под собой устойчивого фундамента и выведет тему белорусской айдентики в актуальном дизайне одежды и аксессуаров в фантазийную плоскость.



Притягивать смыслы за уши не хотелось, но год 2014, а следом и 2015 показал: то, что вчера казалось абстрактным допущением, становится реальной тенденцией. Раньше носить вышиванку было жестом демонстративным и декларативным, а оттого – в каком-то смысле комичным. Этакий этнографический романтизм, спиритический сеанс то ли с волотом Менеском, то ли с Кастусем Калиновским. В современном гардеробе белоруса вышиванка казалась чем-то выморочным и надуманным: можно хоть до умопомрачения любить Беларусь, но мысль внедрять вышиванку в повседневные образы походила на блажь.

И все мы знали, что единственный предмет одежды, который хоть что-то говорит о Беларуси, – это тишотка дизайн-студии «Адлига» с надписью 404. Belarus not found. И, надо сказать, эта горькая ирония не вдохновляла.

На вопрос, отчего наступил этот перелом в сознании и наступил ли вообще, каждый отвечает по-своему, но белорусы вдруг констатировали: национальная, своя айдентика в личном гардеробе – вовсе не экзотика или, что хуже, нафталин, не только способ обозначить свою гражданскую позицию или высказать любовь к Родине в целом. И, в общем-то, неважно, каких взглядов ты придерживаешься, ведь все эти вышитые символы солнца, урожая и т.д. – архетипичны, слишком масштабны и величественны по сравнению с любыми политическими партиями и движениями, которые, как известно, сегодня есть, а завтра нет.

Разумеется, глубокое чувство любви к Родине можно не обозначать никакими гардеробными высказываниями, но человек так устроен, что ему обязательно нужна пиктограмма, символ, код. Во всех этих рассуждениях можно заблудиться, если не придерживаться простой константы: любой национальный символ – лаконичен и красив. Это средоточие некоего архетипа, который работает в любую эпоху и с любым сознанием. Сейчас в белорусском сегменте Сети – обсуждения, фотографии, десятки статей на тему и даже цифровая библиотека традиционных орнаментальных элементов. Соответственно, появились и те, кто делает первые шаги в переосмыслении этой традиции для современной жизни.



Нужно понимать, что вряд ли стоит стремиться к массовой реконструкции аутентичной вышиванки как она есть – иначе существует риск скатиться в этнокальку, карнавальность купаловской «Павлинки», у современного же дизайна другая задача. Когда-то Александр Маккуин лихо обошелся с традиционным шотландским тартаном – получилась великолепная коллекция, яркий пример того, как на основе одного элемента можно выстроить новый нарратив. В ней ярко читалась история Шотландии, но каждая единица коллекции была адаптирована под реальную жизнь.

Первой, кто стал работать с этой темой в наших широтах, была дизайнер Юлия Фарботко (Farbotka). Она очень аккуратно интегрировала славянский декор – от польского до русского – в современные аксессуары. Начинала с сумок: переехав в Польшу, она получила небольшой грант на развитие бизнеса, а теперь расширила линейку до базовых моделей платьев и обуви со славянскими паттернами.

Закономерный вопрос: почему это вдруг стало интересным потребителю?

Во-первых, продукт ручной работы (в данном случае – сумка), выполненный из экологичных материалов, эргономичный и актуальный по своему дизайну, выпущенный ограниченным тиражом, всегда будет востребован теми, у кого выработалась стойкая идиосинкразия по отношению к сверхтиражности и небрежности исполнения. И вторая причина, невидимая часть айсберга: как ни крути, современный мир потребления размывает все границы, а значит, становится чересчур тревожным для нас. Вопрос «Кто ты?» может дать поразительные ответы: респондент может соотносить себя с чем угодно (от «Я адепт бренда X» до геополитических общностей). Это вряд ли может служить якорем; человечество так долго стремилось построить глобальный гипермаркет, что совсем забыло устроить там национальные отделы. Космополитичность не есть плохо, но она зачастую понимается и принимается неверно. Так или иначе, даже самый беспокойный гражданин мира со временем приходит к национальному самосознанию – глубокому и безмятежному.


Редкие дизайнеры постулируют нам через одежду национальную идентичность (с которой, уж давайте начистоту, у белорусов застарелые проблемы). К счастью, делают это деликатно, избегая клише и прямых заимствований из этнографических материалов, не забывая о том, какой нынче год. То, что их пока не так уж много, вовсе не плохо: каждый из них занял свою микронишу. Бренд уличной одежды «КУТ» за основу берет изящный графичный принт леса и неяркие оттенки, украшая свои свитшоты четверостишиями белорусских поэтов – и в этом считывается Беларусь. Бренд LSTR разрабатывает яркие и выразительные принты о Грюнвальдской битве, Всеславе Чародее, Эмилии Плятэр – и из этого контекста очевидно проступает вся наша непростая история. Такую одежду с одинаковым удовольствием носят Янина Гончарова, руководитель Belarus Fashion Week, и музыканты Litvintroll на разогреве легендарных Motorhead: это очень разные, даже полярные персонажи, но что-то общее заставляет выбирать их такую одежду-манифест.

Показательным моментом в этой истории с популярностью белорусской айдентики было то, что этот локальный тренд характеризовался движением снизу вверх, от уличного стиля к подиуму. Во всем этом поначалу не было больших подиумных историй; пожалуй, задача состояла в том, чтобы понять, что орнамент – такой же равнозначный художественный элемент, как перья или, если угодно, пайетки. Полноценная дизайнерская коллекция на эту тему могла бы сходу ошарашить, поэтому подобные streetwear-решения – как раз то, что нужно, чтобы деликатно, шаг за шагом, ввести белорусскую айдентику в модную палитру. Но, начавшись с ярких маек LSTR и трансформировавшись в разработку белорусских рунических символов и фантазий на тему Рады БНР в космосе (и это тоже дизайнерская игра!) Sakolka, тренд перекинулся дальше, и мы могли видеть тонкое, полное и юмора, и глубокого уважения переосмысление национального орнамента и символов Беларуси у Ивана Айплатова в коллекции осень-зима 2014/2015; затем на подиуме Belarus Fashion Week сезона весна-лето 2015 Ольга Кучеренко показала свойственный ей некоммерческий, сложный для восприятия и в чем-то футуристичный стиль, обогащенный традиционный вышивкой. И если раньше все это носило манифестационный и декларативный характер, выстраивало определенные уровни социальной коммуникации, то теперь, шаг за шагом, занимает полноправное место в дизайне модной одежды pret-a-porter. Наталья Кострома-Андреюк тогда же убедительно показала, что национальные мотивы можно безболезненно, с умеренной долей драматичности вписать в нагловатый гранж – получается ничто совершенно новое, свежее. Пиком орнаментального наступления стал дизайнерский проект витебского парня с псевдонимом Boorj под названием Snoop Loves Belarus – удивительная история о том, как рэп-звезда мировой величины дарит свое имя майкам и аксессуарам, разукрашенным в традициях далекой страны, которая всегда была на периферии и геополитики, и массового сознания, и, что уж таить, производства одежды. И об этом писали даже в Washington Post, так что мы совершенно точно не преувеличиваем.





Можно сколько угодно обвинять подобные инициативы в лубочности, возвращении в прошлое, принудительной реанимации отживших идей, ненужных в гомогенном европейском гипермаркете; но каждый сезон топовые дизайнеры так или иначе выводят на подиум национальные мотивы – от Скандинавии до племен масаи. Так почему бы не допустить мысль, что однажды на парижском подиуме мы увидим роскошные вариации слуцких поясов или задорные россыпи вышитых птичек? Тот же тартан перестал быть отличительным признаком только лишь шотландца, но не перестал быть достоянием Шотландии, шагнув за ее границы; в нем до сих пор читается (и будет читаться) национальный идентификационный код.

Не так давно американский Vogue посвятил украинской вышиванке большой аналитический текст с выразительным заголовком «Ваш любимый бохо-наряд на самом деле – украинский традиционный костюм». Да, славянский орнамент – новый модный тренд, что подтверждают коллекции Etro, Temperley London, Valentino (хотя принадлежность орнаментов в их кутюрной коллекции, посвященной Марку Шагалу, вызывает много споров относительно географической принадлежности этих узоров), Леандра Медин и Анна делло Руссо в платьях Vyshyvanka by Vita Kin. Локомотив популяризации этой тенденции тянет Дарья Шаповалова, организатор Kiev Fashion Days – из этого можно сделать простой вывод: чтобы заинтересовать мировое фэшн-сообщество, нужно больше энтузиазма и инициативности, поскольку художественная ценность и свежесть славянских орнаментов велика сама по себе.






Экспансия глобализации остановилась у края пропасти, и теперь должен последовать закономерный грамотный откат к национальной идентичности. Это как раз тот случай, когда одна величина, отрицая другую, порождает нечто третье: в нашем случае, коль уж мы говорим о дизайне, это будет актуальная одежда, которая дружит и с мировыми модными тенденциями, и с национальными акцентами. И в этом, к счастью, нет национального конфликта: мода их попросту не приемлет. 




Опубликовано в журнале Where Minsk, июль 2015 

Читать на эту тему: Минск, мы не любим тебя
Пост, которого не должно было быть

No comments:

Post a Comment