В коллекции осень-зима 2016/2017 Thom Browne все выходы были
представлены в трех вариациях: новенький, изношенный, убитый в хлам. Торжество
утрированной деструкции.
Деструкция —
прием не новый; кто ее только не. Но, как правило, в модных коллекциях она существовала
в обессмысленном и обезжиренном (в сравнении со своей первоначальной сутью) агрегатном
состоянии — чистый стилеобразующий прием, не больше.
У Брауна деструкция некомфортная,
злая. И это даже не намек. Я вижу это саркастичной констатацией: ребята, вот он —
пиздец, вот она — упавшая в цене нефть, вот он — гардероб беженцев, вот она — эрозия привычной жизни, вот он —
очередной закат Европы. Нечто, бывшее не так давно респектабельным, становится
шиком помойки, побитой молью аристократией не духа, но капитала. Этот шик
помойки дает уникальную возможность — проследить отметины времени на
благородных фактурах твида и шерсти, всплакнуть от щемящей красоты увядания и
тлена и понять, что разрушение привычной структуры всего теперь будет сопровождать нас не только в гардеробе, ребята.
Я прочла, что деструкция вызывает
чистый страх, потому что на физическом — самом грубом — плане человек инстинктивно стремится к
целостности, которая означает здоровье и безопасность, в то время как от созерцания
деструкции тянет мертвечинкой, опасностью, разложением, подгнившими кладбищенскими лилиями. Да, страшно, но вопрос,
как всегда, в мотивации видения, в заданном угле
зрения.
Индийская секта агхори идет по
пути этой ужасающей самодисциплины, и лучше всего их путь отражает цитата Бхайравананды:
"Медитируй на пустоши, на разрушенные дома, на поломанные вещи, на
больных, на мертвые тела, сопрягая это с мудростью и наставлениями учителей, ты
поймешь суть и освободишься от всего, что мучает и порабощает". Мне кажется,
это тот же Thom Browne, который всегда был певцом memento mori:
медитируй на уничтоженный гардероб — и непременно постигнешь нечто.
Но можно посмотреть и чуть более
оптимистично, на самом-то деле. Модные люди так долго и затейливо любили винтаж,
что стали продавать его, клея ярлыки по степени сохранности: чем лучше
сохранился — тем ценнее, тем дороже. Том Браун смеется и над этим, выворачивая мир
наизнанку: теперь новое должно быть изношенным, и в этом нет мерзости
запустения. Это все еще любимые и хорошо сшитые вещи — просто затасканные и
залюбленные до смерти.
Вообще, правильно смотреть фотографии выходов в коллекции от изношенного к новому: тогда мы получаем иной, почти терапевтический эффект ментального подорожника. Время лечит, латает, штопает, крахмалит и утюжит.
Но Время — и беспощадно. Лично мне больше нравится смотреть этот мультфильм про Рене Магритта (не спрашивайте, откуда он здесь) в обратном порядке, порядке агхори. Хотя по итогу все приходит в одну точку, в любом случае.
Все умрут. Но смерти, все же, нет.
Все умрут. Но смерти, все же, нет.
No comments:
Post a Comment