Перед показом Christian Dior на
парижской кутюрной неделе моды зимой 2014 года Раф Симонс сказал приглашенным
студентам, объясняя, как функционирует сегодняшняя индустрия гигантских
брендов: "Через пять лет меня, вероятно, выгонят из Dior. Но это цикл. Так должно быть".
В конце октября 2015 объявили,
что Симонс покидает Dior.
Казалось, еще одна перестановка (пусть и в одном из ключевых Домов); как
пришел, так и ушел.
В декабре 2015 прошел странный
слушок о том, что новые коллекции бренда будут создаваться без креативного
директора. И вот это уже шок: как же мы без управдома?
Это, кажется, сумерки героев. Почему
они больше не нужны?
Дизайнеры сегодня напоминают
разрабатываемые золотые прииски: когда не остается ни крупицы золота,
добывающая компания покидает территорию. Это может быть далеко не только кризис
художественных идей, а всего лишь зевок-другой от пресыщенной публики — и этого
достаточно, чтобы попрощаться с креативным директором. Компания уходит с выработанной
земли, но золотая лихорадка не прекращается: продажи падать не должны ни в коем
случае.
Итак. Меньше чем через два года
Раф Симонс сам покинул сцену, сбежал в поисках утраченного с диоровского
прииска. Тогда же, почти одновременно, Эльбаз сбежал и со своего рудника, что
было и вовсе немыслимо: говорим "Эльбаз" — подразумеваем "Lanvin", и наоборот. Но
это такие два скучных ухода, что о них сразу же забыли: на сбитых летчиков
смотреть скучно, богатых на скользкие темы новостей в этих двух случаях нет,
сплетничать не о чем, а задумываться в очередной раз о разрушительных темпах и
жертвах во имя (чего?) — неприятно. А про конвейер моды мы и так все знаем.
Правда, никогда не связывали его с людьми, больше со скоростью выпускаемых
коллекций. Устал? Отдохни. Но после этого ты никогда не будешь борцом
революции.
Небольшое отступление, в котором необходимо повторить уже известное. Понятно,
что система смены одного долгоиграющего тренда другим осталась в прошлом
столетии. Это была парадигма "десятилеток" — ушедшая фактура, и
принадлежит она XX
веку. XXI расставил опробованные и прошедшие тест-драйв тенденции,
причем расставил по полочкам мультитрендового магазина со слоганом о
"свободе самовыражения". Нынешний век вообще очень любит и умеет
продавать все эти суррогаты, что связаны с идеей свободы.
Теперь тренд не имеет никакой
культурологической ценности сам по себе. Тренд, выдернутый маркетологами из
своих многосложных исследований, имеет отношение разве что к искусствам продаж
и подстройки под клиента. Это больше похоже на парадигму "большой брат
следит за тобой", что-то типа того, как работают агрегаторы, подсовывающие
нам контекстную рекламу, и, по большому счету, это хотя бы честно. В
соответствии с изменившимся значением тенденций, изменилась и роль дизайнера. Мы, разумеется, посплетничали о том, что для Эльбаза есть вакансия в Dior, но это всего лишь красивая спекуляция на тему. Новость о том, что Дом Christian Dior создаст коллекцию без ведущего главного дизайнера, больше не должна шокировать, поскольку она в духе времени. Да и зачем еще один герой, когда можно бесконечно эксплуатировать имя, репутацию и историческое значение самого Кристиана, тем более, это бесплатно? Зачем привлекать личность, героя к
созданию того, что не имеет отношения к искусству и культуре? Мы все так
яростно спорили, что мода это не искусство, а бизнес, что этой едкой хлоркой и
правда окончательно вывели все, что в моде было связано с модой. Теперь это fashion-бизнес, feel the difference.
Если мне память не изменяет в Дом Диор уже во второй раз проделывает этот трюк. После смещения Гальяно, вышло две (не уверена точно) коллекции. Так, что я бы не делала таких однозначных выводов.
ReplyDelete