Monday, December 14, 2015

На смерть героя

Перед показом Christian Dior на парижской кутюрной неделе моды зимой 2014 года Раф Симонс сказал приглашенным студентам, объясняя, как функционирует сегодняшняя индустрия гигантских брендов: "Через пять лет меня, вероятно, выгонят из Dior. Но это цикл. Так должно быть".

В конце октября 2015 объявили, что Симонс покидает Dior. Казалось, еще одна перестановка (пусть и в одном из ключевых Домов); как пришел, так и ушел.

В декабре 2015 прошел странный слушок о том, что новые коллекции бренда будут создаваться без креативного директора. И вот это уже шок: как же мы без управдома?


Это, кажется, сумерки героев. Почему они больше не нужны?

Дизайнеры сегодня напоминают разрабатываемые золотые прииски: когда не остается ни крупицы золота, добывающая компания покидает территорию. Это может быть далеко не только кризис художественных идей, а всего лишь зевок-другой от пресыщенной публики — и этого достаточно, чтобы попрощаться с креативным директором. Компания уходит с выработанной земли, но золотая лихорадка не прекращается: продажи падать не должны ни в коем случае.

Итак. Меньше чем через два года Раф Симонс сам покинул сцену, сбежал в поисках утраченного с диоровского прииска. Тогда же, почти одновременно, Эльбаз сбежал и со своего рудника, что было и вовсе немыслимо: говорим "Эльбаз" — подразумеваем "Lanvin", и наоборот. Но это такие два скучных ухода, что о них сразу же забыли: на сбитых летчиков смотреть скучно, богатых на скользкие темы новостей в этих двух случаях нет, сплетничать не о чем, а задумываться в очередной раз о разрушительных темпах и жертвах во имя (чего?) — неприятно. А про конвейер моды мы и так все знаем. Правда, никогда не связывали его с людьми, больше со скоростью выпускаемых коллекций. Устал? Отдохни. Но после этого ты никогда не будешь борцом революции.

Небольшое отступление, в котором необходимо повторить уже известное. Понятно, что система смены одного долгоиграющего тренда другим осталась в прошлом столетии. Это была парадигма "десятилеток" — ушедшая фактура, и принадлежит она XX веку. XXI расставил опробованные и прошедшие тест-драйв тенденции, причем расставил по полочкам мультитрендового магазина со слоганом о "свободе самовыражения". Нынешний век вообще очень любит и умеет продавать все эти суррогаты, что связаны с идеей свободы.

Теперь тренд не имеет никакой культурологической ценности сам по себе. Тренд, выдернутый маркетологами из своих многосложных исследований, имеет отношение разве что к искусствам продаж и подстройки под клиента. Это больше похоже на парадигму "большой брат следит за тобой", что-то типа того, как работают агрегаторы, подсовывающие нам контекстную рекламу, и, по большому счету, это хотя бы честно. В соответствии с изменившимся значением тенденций, изменилась и роль дизайнера. Мы, разумеется, посплетничали о том, что для Эльбаза есть вакансия в Dior, но это всего лишь красивая спекуляция на тему. Новость о том, что Дом Christian Dior создаст коллекцию без ведущего главного дизайнера, больше не должна шокировать, поскольку она в духе времени. Да и зачем еще один герой, когда можно бесконечно эксплуатировать имя, репутацию и историческое значение самого Кристиана, тем более, это бесплатно? Зачем привлекать личность, героя к созданию того, что не имеет отношения к искусству и культуре? Мы все так яростно спорили, что мода это не искусство, а бизнес, что этой едкой хлоркой и правда окончательно вывели все, что в моде было связано с модой. Теперь это fashion-бизнес, feel the difference.

Ничего нового, просто эта новость про возможные "обезличенные" коллекции большого бренда вполне соответствуют логике момента. Прощайте, наши герои.


Читать на эту тему: Эра безмолвия

1 comment:

  1. Если мне память не изменяет в Дом Диор уже во второй раз проделывает этот трюк. После смещения Гальяно, вышло две (не уверена точно) коллекции. Так, что я бы не делала таких однозначных выводов.

    ReplyDelete