В последнее десятилетие произошла любопытная смена модальности экологического сознания: его адепты окончательно переросли "детские болезни" и из полумаргинальной нишевой культуры превратились в размеренный средний класс, чутко реагирующий на проблемы нашего глобального дома.
Этот переворот
мышления затронул все сферы их жизни: разумное потребление энергоресурсов, личный
финансовый бойкот продукции особенно безответственных по отношению к экологии
корпораций, разделение мусора и — как ежедневная часть личной экожизни —
органическая или натуральная косметика. Именно в этом сегменте сейчас
наблюдается невероятное количество мифов и домыслов: кажущаяся простота
бытового, рутинного затмила собой тот факт, что любой косметический продукт —
результат сложного научного цикла. Разобраться в некоторых аспектах органической
и натуральной косметики помогла эксперт в этой области Ксения Филиппова.
Миф №1. Органическое = натуральное
Эти слова в
сознании потребителя оказались синонимами: произошла типичная подмена понятий,
вызванная недостаточной осведомленностью. Упрощенно: при производстве
натуральной косметики используют натуральные ингредиенты, при производстве
органической к этим ингредиентам предъявляются строгие требования относительно
происхождения и способа получения. Органическая косметика, как правило, имеет определенные
независимые сертификаты (их выдают известные организации Ecocert, BDIH,
Cosmebio и др.). У этих компаний есть четкие
критерии причисления косметических средств к органическим: компоненты должны
быть выращены на чистых территориях и без применения пестицидов, регуляторов
роста и синтетических минеральных удобрений, в составах должны быть
использованы не химические, а натуральные консерванты. Еще один критерий — отсутствие
определенных парабенов, силиконов (которые вредны не для человека, а для почвы,
не являясь биоразлагаемыми). "Кстати, именно поэтому все органические
марки запрещают использование силиконов в составах. Все, что касается
"органик", предполагает максимально натуральные ингредиенты и, что
важно, ориентировано на экологию: это целый цикл, начиная от семян и
биоразлагаемой упаковки и заканчивая конечным продуктом. На мой взгляд, даже магазин,
который занимается продажами органической косметики, должен быть
последовательным и сдавать, к примеру, картон и тару для переработки. Всю
цепочку нужно поддерживать, только тогда это имеет смысл", – комментирует
Ксения. Любой природный ингредиент может быть загрязненным, так что продукт, его
содержащий, будет, безусловно, натуральным, но вот органическим его не
назовешь: как минимум один из ингредиентов уже не соответствует критериям.
Миф №2. Без консервантов!
Косметика не
может не включать консерванты: другое дело, что категория, о которой мы
говорим, использует в своих составах для этих целей натуральные консерванты — к
примеру, экстракт жимолости, орегано. И это не один консервант, а целостная консервирующая
система, в котором один экстракт отвечает за микроорганизмы, другой — за
бактерии и так далее. Когда производитель заявляет, что не использует
консерванты, верить не стоит: этого не может быть просто потому, что состав без
консервирующих веществ не будет храниться. Есть три варианта: используются либо
натуральные, либо идентичные натуральным консерванты, разрешенные
сертифицирующими компаниями (которые мы упомянули выше), либо химические
консерванты.
Миф №3. Новая уловка рынка
Скептики опасаются
того, что "органический", "натуральный" — не более чем
бизнес-история, паразитирующая на нашем желании деурбанизации и возвращения к
природе. Ксения не разубеждает: "Да, многие действительно используют эти
прилагательные в качестве маркетингового хода, в то время как их составы к этой
категории не относятся — в этом случае мы имеем дело с псевдонатуральной
косметикой. Те, кто действительно переходит к натуральному, считают
органическую косметику частью своего образа жизни. В их понимании нельзя
абстрагироваться от разделения мусора или некачественной еды, пользуясь при
этом органической косметикой. Суть в гармонии: если ты стремишься к
натуральному, делай это по максимуму, формируя экосознание". Это касается
не только простых потребителей, но и производителей. Ксения — директор сети
магазинов натуральной и органической косметики BioBeauty,
и среди поставщиков она старается искать именно таких, для которых производство
— некая миссия и огромная ответственность. Личная статистика и поиски по всему
миру показывают, что производителей, отвечающих всем критериям, — единицы.
"Много марок (особенно российских) позиционируют себя как натуральную
косметику, но по факту производят косметику ручной работы. Часто они не
дописывают составы: к примеру, пишут размыто и неконкретно — "омыленная
основа" или "оливковая эмульсия". "Эмульсия"
подразумевает состав из воды, масла и эмульгатора, и по системе INCI так писать нельзя, эта система требует написания состава
от и до. Так что видите "оливковая эмульсия" или нечто подобное, знайте:
производитель не гордится своим составом и что-то утаивает. И перед вами вряд
ли органическая косметика". Те производители, цель которых создавать
максимально натуральную органическую косметику, иногда не считают нужным
оплачивать дорогостоящие сертификаты, предпочитая вкладывать эти деньги в
эффективные формулы и хорошие ингредиенты – поэтому, как ни парадоксально,
отсутствие значка того же Ecocert на флаконах
некоторых брендов еще ни о чем не говорит.
Миф №4. Не тестируется на животных
На вопрос,
нервно пульсирующий в обществе, Ксения отвечает: "К сожалению, кто бы что
ни говорил о тестах на животных, могу сказать, что она не тестируется на
животных в США и Европе. В белорусских же реалиях мы не можем импортировать
косметику, не проведя эти тесты здесь, в наших лабораториях Городского центра
гигиены и эпидемиологии. У нас выбора пока нет. Сейчас существуют только
реагенты, которые проверяют на наличие тяжелых металлов, токсичность,
микроорганизмы, но раздражающие способности косметики мы пока что можем
протестировать только на животных".
Миф№5. О правде и легкой недосказанности
Мы хотим верить
в то, что добросовестность производителя строго регламентируется всевозможными
документами и предписаниями контролирующих органов, но и здесь есть нюансы. Что
касается той косметики, которая хочет казаться органической, лазейки есть, и
они неконтролируемы. Например, никто из производителей не покажет, у кого были
закуплены ингредиенты: это необязательно и лежит в зоне личной моральной
ответственности. Как проверить, использован ли качественный ингредиент,
соответствующий заявленной сути? Универсального рецепта нет, но у Ксении есть
подсказка: "Одним из критериев хорошего состава может быть цена конечного
продукта. Если косметическое средство стоит 30 тысяч белорусских рублей и на
баночке написано, что оно содержит органическое аргановое масло, это точно
маркетинг. Аргановое масло выжимается из орешков, его очень трудно добывать, и
это действительно дорогой компонент. К примеру, это может быть аргановое масло,
но не органическое. Это может быть продукт третьего или четвертого отжима:
первый (холодный) отжим дорогой, в его процессе извлекается далеко не все
содержащееся масло. Чтобы выжать остальное, добавляют химический реагент,
который взаимодействует с маслом, его дезодорируют, обесцвечивают, и после всех
этих циклов конечный продукт нельзя назвать органическим, даже при условии
того, что сырье было выращено на чистых территориях".
Миф №6. Выход — персонифицированная косметика
Мы не могли
обойти вопрос индивидуальной косметики, которая делается на заказ, с учетом
особенностей и потребностей конкретного человека. Актуальная трендовая идея
максимально персонифицированного ухода соблазнительна, но здесь стоит включить
здоровый скепсис. Подобная деятельность должна быть лицензирована,
производственный процесс должен быть строго регламентирован, в такой
лаборатории должен быть косметолог, фармацевт, микробиолог, технолог, аллерголог,
конечный продукт должен быть протестирован, но самая главная проблема
производства даже не в этом. Строго говоря, если косметика заявлена как
индивидуальная, то в идеале формулы должны разрабатываться под отдельного
человека — соответственно, каждая формула должна получить отдельный сертификат.
Теоретически это возможно, но косметика, отвечающая всем критериям
индивидуальности, становится, безусловно, высокобюджетным продуктом. "Единственная
персонифицированная косметика, которая сейчас реальна в Беларуси — это базовое
масло плюс эфирное масло", — говорит Ксения. И тут появляется еще один
аспект, касающийся и эфирных масел, и стремления сделать привычную уходовую
линейку более натуральной и индивидуальной. Существует расхожее мнение, что
натуральными эфирными маслами можно обогащать конвейерную косметику. Однако
Ксения категорически против этого приема: "Натуральное эфирное масло —
субстанция, которая быстро и глубоко проникает в клетки кожи. Наука об эфирных
маслах еще молодая, далеко не все процессы изучены, и невозможно предсказать,
каким образом будут взаимодействовать эфирные масла с синтетическими
компонентами – нельзя исключить, что эффект может быть негативным. Если уж
пользоваться этим приемом обогащения, то только в тандеме с косметикой, в
натуральности которой вы уверены".
Опубликовано в журнале where Minsk. сентябрь 2015.
No comments:
Post a Comment