Tuesday, September 29, 2015

Природный комплекс


В последнее десятилетие произошла любопытная смена модальности экологического сознания: его адепты окончательно переросли "детские болезни" и из полумаргинальной нишевой культуры превратились в размеренный средний класс, чутко реагирующий на проблемы нашего глобального дома.
  
Этот переворот мышления затронул все сферы их жизни: разумное потребление энергоресурсов, личный финансовый бойкот продукции особенно безответственных по отношению к экологии корпораций, разделение мусора и — как ежедневная часть личной экожизни — органическая или натуральная косметика. Именно в этом сегменте сейчас наблюдается невероятное количество мифов и домыслов: кажущаяся простота бытового, рутинного затмила собой тот факт, что любой косметический продукт — результат сложного научного цикла. Разобраться в некоторых аспектах органической и натуральной косметики помогла эксперт в этой области Ксения Филиппова.

Миф №1. Органическое = натуральное

Эти слова в сознании потребителя оказались синонимами: произошла типичная подмена понятий, вызванная недостаточной осведомленностью. Упрощенно: при производстве натуральной косметики используют натуральные ингредиенты, при производстве органической к этим ингредиентам предъявляются строгие требования относительно происхождения и способа получения. Органическая косметика, как правило, имеет определенные независимые сертификаты (их выдают известные организации Ecocert, BDIH, Cosmebio и др.). У этих компаний есть четкие критерии причисления косметических средств к органическим: компоненты должны быть выращены на чистых территориях и без применения пестицидов, регуляторов роста и синтетических минеральных удобрений, в составах должны быть использованы не химические, а натуральные консерванты. Еще один критерий — отсутствие определенных парабенов, силиконов (которые вредны не для человека, а для почвы, не являясь биоразлагаемыми). "Кстати, именно поэтому все органические марки запрещают использование силиконов в составах. Все, что касается "органик", предполагает максимально натуральные ингредиенты и, что важно, ориентировано на экологию: это целый цикл, начиная от семян и биоразлагаемой упаковки и заканчивая конечным продуктом. На мой взгляд, даже магазин, который занимается продажами органической косметики, должен быть последовательным и сдавать, к примеру, картон и тару для переработки. Всю цепочку нужно поддерживать, только тогда это имеет смысл", – комментирует Ксения. Любой природный ингредиент может быть загрязненным, так что продукт, его содержащий, будет, безусловно, натуральным, но вот органическим его не назовешь: как минимум один из ингредиентов уже не соответствует критериям.

Миф №2. Без консервантов!

Косметика не может не включать консерванты: другое дело, что категория, о которой мы говорим, использует в своих составах для этих целей натуральные консерванты — к примеру, экстракт жимолости, орегано. И это не один консервант, а целостная консервирующая система, в котором один экстракт отвечает за микроорганизмы, другой — за бактерии и так далее. Когда производитель заявляет, что не использует консерванты, верить не стоит: этого не может быть просто потому, что состав без консервирующих веществ не будет храниться. Есть три варианта: используются либо натуральные, либо идентичные натуральным консерванты, разрешенные сертифицирующими компаниями (которые мы упомянули выше), либо химические консерванты.

Миф №3. Новая уловка рынка

Скептики опасаются того, что "органический", "натуральный" — не более чем бизнес-история, паразитирующая на нашем желании деурбанизации и возвращения к природе. Ксения не разубеждает: "Да, многие действительно используют эти прилагательные в качестве маркетингового хода, в то время как их составы к этой категории не относятся — в этом случае мы имеем дело с псевдонатуральной косметикой. Те, кто действительно переходит к натуральному, считают органическую косметику частью своего образа жизни. В их понимании нельзя абстрагироваться от разделения мусора или некачественной еды, пользуясь при этом органической косметикой. Суть в гармонии: если ты стремишься к натуральному, делай это по максимуму, формируя экосознание". Это касается не только простых потребителей, но и производителей. Ксения — директор сети магазинов натуральной и органической косметики BioBeauty, и среди поставщиков она старается искать именно таких, для которых производство — некая миссия и огромная ответственность. Личная статистика и поиски по всему миру показывают, что производителей, отвечающих всем критериям, — единицы. "Много марок (особенно российских) позиционируют себя как натуральную косметику, но по факту производят косметику ручной работы. Часто они не дописывают составы: к примеру, пишут размыто и неконкретно — "омыленная основа" или "оливковая эмульсия". "Эмульсия" подразумевает состав из воды, масла и эмульгатора, и по системе INCI так писать нельзя, эта система требует написания состава от и до. Так что видите "оливковая эмульсия" или нечто подобное, знайте: производитель не гордится своим составом и что-то утаивает. И перед вами вряд ли органическая косметика". Те производители, цель которых создавать максимально натуральную органическую косметику, иногда не считают нужным оплачивать дорогостоящие сертификаты, предпочитая вкладывать эти деньги в эффективные формулы и хорошие ингредиенты – поэтому, как ни парадоксально, отсутствие значка того же Ecocert на флаконах некоторых брендов еще ни о чем не говорит.  

Миф №4. Не тестируется на животных

На вопрос, нервно пульсирующий в обществе, Ксения отвечает: "К сожалению, кто бы что ни говорил о тестах на животных, могу сказать, что она не тестируется на животных в США и Европе. В белорусских же реалиях мы не можем импортировать косметику, не проведя эти тесты здесь, в наших лабораториях Городского центра гигиены и эпидемиологии. У нас выбора пока нет. Сейчас существуют только реагенты, которые проверяют на наличие тяжелых металлов, токсичность, микроорганизмы, но раздражающие способности косметики мы пока что можем протестировать только на животных".

Миф№5. О правде и легкой недосказанности

Мы хотим верить в то, что добросовестность производителя строго регламентируется всевозможными документами и предписаниями контролирующих органов, но и здесь есть нюансы. Что касается той косметики, которая хочет казаться органической, лазейки есть, и они неконтролируемы. Например, никто из производителей не покажет, у кого были закуплены ингредиенты: это необязательно и лежит в зоне личной моральной ответственности. Как проверить, использован ли качественный ингредиент, соответствующий заявленной сути? Универсального рецепта нет, но у Ксении есть подсказка: "Одним из критериев хорошего состава может быть цена конечного продукта. Если косметическое средство стоит 30 тысяч белорусских рублей и на баночке написано, что оно содержит органическое аргановое масло, это точно маркетинг. Аргановое масло выжимается из орешков, его очень трудно добывать, и это действительно дорогой компонент. К примеру, это может быть аргановое масло, но не органическое. Это может быть продукт третьего или четвертого отжима: первый (холодный) отжим дорогой, в его процессе извлекается далеко не все содержащееся масло. Чтобы выжать остальное, добавляют химический реагент, который взаимодействует с маслом, его дезодорируют, обесцвечивают, и после всех этих циклов конечный продукт нельзя назвать органическим, даже при условии того, что сырье было выращено на чистых территориях".

Миф №6. Выход — персонифицированная косметика

Мы не могли обойти вопрос индивидуальной косметики, которая делается на заказ, с учетом особенностей и потребностей конкретного человека. Актуальная трендовая идея максимально персонифицированного ухода соблазнительна, но здесь стоит включить здоровый скепсис. Подобная деятельность должна быть лицензирована, производственный процесс должен быть строго регламентирован, в такой лаборатории должен быть косметолог, фармацевт, микробиолог, технолог, аллерголог, конечный продукт должен быть протестирован, но самая главная проблема производства даже не в этом. Строго говоря, если косметика заявлена как индивидуальная, то в идеале формулы должны разрабатываться под отдельного человека — соответственно, каждая формула должна получить отдельный сертификат. Теоретически это возможно, но косметика, отвечающая всем критериям индивидуальности, становится, безусловно, высокобюджетным продуктом. "Единственная персонифицированная косметика, которая сейчас реальна в Беларуси — это базовое масло плюс эфирное масло", — говорит Ксения. И тут появляется еще один аспект, касающийся и эфирных масел, и стремления сделать привычную уходовую линейку более натуральной и индивидуальной. Существует расхожее мнение, что натуральными эфирными маслами можно обогащать конвейерную косметику. Однако Ксения категорически против этого приема: "Натуральное эфирное масло — субстанция, которая быстро и глубоко проникает в клетки кожи. Наука об эфирных маслах еще молодая, далеко не все процессы изучены, и невозможно предсказать, каким образом будут взаимодействовать эфирные масла с синтетическими компонентами – нельзя исключить, что эффект может быть негативным. Если уж пользоваться этим приемом обогащения, то только в тандеме с косметикой, в натуральности которой вы уверены".

Опубликовано в журнале where Minsk. сентябрь 2015.




No comments:

Post a Comment